Печатные СМИ
|
 |
|
13 ноября 2012 года"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": "Креста на них нет. Столичные атеисты митингуют, ходят в церковь и занимаются просвещением"
Пока государство пытается защищать чувства верующих, неверующие объединяются в атеистические сообщества. "МН" поговорили с современными безбожниками и выяснили, зачем они это делают, чего добиваются и во что на самом деле верят.
Фонд " Здравомыслие": "Дело даже не в атеизме. мы выступаем не против христианства, а за то, чтобы государство было светским"
Фонд "Здравомыслие" был создан в 2010 году. Он возник в результате обсуждения в блогах и соцсетях развешанных по Москве билбордов с цитатами из Библии вроде "Я Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня". Несколько активистов решили объединиться и на свои деньги изготовить и развесить билборды с цитатами из 14-й статьи Конституции: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
Изначально в "Здравомыслие" входило 12 человек, за последний год количество людей увеличилось до 40 человек, среди них несколько верующих. Среди присоединившихся много тех, кто недоволен введением в школах с сентября 2012 года новой дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" и возмущен делом Pussy Riot. "Наш человек - это хипстер. Ему около 30 лет, может, немного больше. У него неплохая зарплата и современный взгляд на вещи", - так описывает участников фонда его президент Артем Журавский. Журавскому 38 лет, и он работает системным администратором.
- Во что вы верите?
- Я не верю ни в бога, ни в высшие силы. Нет судьбы кроме той, которую человек сам себе выбирает, и нет чудес кроме тех, которые делают люди. Я верю в это. И приятно самому иногда почувствовать себя Дедом Морозом. И если мне нужна помощь, то я обращусь к людям, а не к богу. Хотя не могу исключить возможности, что пойду в церковь, если там, например, хороший батюшка, который может помочь.
"Здравомыслие" выступает за "бытовой атеизм" - то есть за возможность "жить, не ставя во главу угла какую-то идеологию".
33-летняя Елена, секретарь "Здравомыслия" (фамилию она попросила не указывать), говорит: "В первую очередь я позиционирую себя все-таки как трансгуманиста. Трансгуманизм - это мировоззрение, имеющее научные основы, признающее необходимость и желательность совершенствования человека только с помощью достижений науки и технического прогресса. Скорее я атеист в том смысле, что я ничего не готова принимать на веру. Я предпочитаю все-таки знание".
Елена рассказывает: "Одно время я находилась в поиске, изучала разные религии, но настал момент, когда я поняла, что определенные правила, которые навязываются религией, мне просто не подходят. Более того, они не подходят для жизни, не позволяют развиваться. Если мне нужны ответы, я должна получать их с помощью науки и научного мировоззрения".
- А бог есть?
- Атеизм не рассуждает о том, существует бог или нет. Он допускает возможность, что существует все. Отрицания существования бога в атеизме никогда не предполагалось. Это один из вариантов трактовки, который близок именно мне.
- Во что вы верите?
- Наверное, в бесконечное развитие человечества.
В конце ноября инициативная группа при поддержке "Здравомыслия" собирается провести в Москве международную конференцию, посвященную вопросам межконфессиональных отношений в светском государстве и "разбору коллизий, сложившихся на фоне событий 2012 года в России".
Атеистическое общество Москвы (АТОМ): "Мы хотим создать антиклерикальную ассоциацию, объединить все атеистические общества. Пора уже заявлять о себе"
Общество АТОМ возникло в 2000 году. Первоначально, по словам его председателя, 48-летнего писателя Александра Никонова, это был клуб по интересам, вроде общества филателистов или другой "ерундистики". В АТОМе стабильно состояло порядка 70 человек, за последний год эта цифра выросла до 100. "К нам идут и старые, и малые, портрет совершенно разнокалиберный, - говорит Никонов. - Но это люди с высшим образованием, потому что думающий человек обладает меньшей терпимостью к навязыванию религии".
"Наша задача - противостоять клерикализации общества и просвещать оное общество, показывая людям, что старые глупые сказки про огромного колдуна, который с помощью своей волшебной силы сотворил вселенную, устарели", - говорит Никонов.
Общество издает журнал под названием "Новый безбожник". Очевидную перекличку с советским журналом, который назывался просто "Безбожник", Никонов объясняет так: "Поначалу журнал назывался "Безбожник", как в начале века. Но поскольку того журнала уже нет, а новые времена есть, я предложил название "Новый безбожник". Мне оно показалось более прикольным". В журнале объясняется, что такое АТОМ (помимо того, что это аббревиатура от полного названия общества): "Атом - это знак глубокой связи научного и технического прогресса с развитием атеистического, антирелигиозного мировоззрения".
В "Новом безбожнике", например, есть рубрики "Портрет атеиста", "Религия в законе", "Наука и религия", на последней обложке печатают антирелигиозные стихи классиков, а в статьях в глаза бросаются крупно набранные антирелигиозные цитаты из поэтов, писателей, философов. Например, "Я не могу верить в бога, который на меня сердится за то, что я в него не верю" Сомерсета Моэма или "Религия - болезнь души" Свифта.
Никонов является одним из учредителей политической партии "Россия без мракобесия". Эта партия и АТОМ в октябре провели на Пушкинской площади антиклерикальный митинг. По мнению Никонова, дело Pussy Riot обозначило глубокую трещину между прошлым и будущим России. "Вместо того чтобы проигнорировать эту глупую выходку в храме Христа Спасителя, власть решила: черт возьми, мы сейчас накажем, пускай и не по закону. И этим несправедливым наказанием власть добилась обратного - возмущенная несправедливостью молодежь стала осквернять храмы, начались эти крестоповалы. В ответ на это правительство обсуждает принятие идиотского закона о защите прав верующих, приближаясь к средневековью", - говорит Никонов.
Для самих участников АТОМа крестоповалы и граффити на стенах храмов - это вандализм. Воинствующими атеистами они себя не считают. Их арсенал - митинги, книги Никонова и интернет-пропаганда.
- Во что вы верите?
- Я атеист в чистом виде. Я не верю в бога, не верю в бабу-ягу. В церковь я ходил разве что на экскурсию. Теоретически могу обратиться к богу, но обращаться не к кому, это все равно, что обращаться к Деду Морозу. Единственное, во что я верю, - это наука.
Со взглядами председателя некоторые члены общества не согласны. "Я чисто политический атеист, я за то, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства. Но по культуре я православный. Много лет назад я работал в церкви чтецом", - говорит Лев Левинсон, один из старейших членов общества АТОМ. Он рассказал, что на Пасху и Рождество ходит в церковь со своей семьей. "Верю ли я в бога? Для меня этого вопроса не существует, я сам себе на него не могу ответить", - сказал Левинсон.
Журнал "Скепсис": "Отделять атеистические вопросы от социальных нельзя. наша задача сейчас - просвещение, как во времена Вольтера":
"Скепсис" был создан в 2002 году атеистами, в том числе и теми, кто когда-то участвовал в создании АТОМа. "Наши дороги с АТОМом разошлись, в частности, потому что мы принципиально считаем, что отрывать атеистические, антиклерикальные вопросы от социальных и политических нельзя", - говорит главный редактор журнала Сергей Соловьев. "Свобода начинается с сомнения" - гласит девиз журнала. "Скепсис" регулярно выходит в электронной версии. Разделы сайта - от политики и религии до социологии и естественных наук. Печатная версия появляется раз в год как альманах.
Над журналом работают 15 человек. В разделе "Кто мы такие?" на сайте говорится: "Мы пока еще молодые люди: преподаватели и ученые, студенты и аспиранты, просто скептики; рационалисты; атеисты и антиклерикалы; готовы к дискуссии с любыми оппонентами". Сергею Соловьеву 33 года, он кандидат философских наук, преподаватель отечественной истории, социологии и социальной философии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Аудиторию журнала он характеризует как молодых интеллектуалов, "начиная со старшеклассников".
Коллектив журнала придерживается социалистических взглядов. "Речь не о ностальгии по СССР. С нашей точки зрения, социализма в СССР не было, мы коммунисты, социалисты и при этом антисталинисты. Но это не означает, что в журнале не появляются статьи авторов, придерживающихся совершенно других политических взглядов", - объясняет Соловьев.
По мнению Соловьева, сейчас в обществе постепенно происходит изменение настроений. "Церковь растрачивает кредит доверия, полученный 20 лет назад, потому что РПЦ выбрала позицию обслуживания интересов власти и финансовой олигархии. В СССР существовала идеология КПСС, имевшая такое же отношение к Марксу и Ленину, как Христос к испанской инквизиции. Теперь эта идеологическая роль принадлежит РПЦ", - говорит Соловьев.
Приговор, вынесенный Pussy Riot, по словам Соловьева, безобразие, но поведение девушек только дискредитирует атеизм, играет на руку фундаменталистам в РПЦ. Еще большим безобразием является подготовка закона о защите чувств верующих, который попросту отменяет 14-ю статью Конституции РФ. Тем не менее эти события вовсе не свидетельствуют о том, что взаимосвязь между церковью и государством окрепла лишь в последнее время. "Процесс сращивания церкви и государства по образцу Российской империи начался еще с конца 80-х годов и активно шел при Ельцине", - говорит Соловьев.
- Во что вы верите?
- Я атеист, вырос в семье атеистов. В детстве я прочел Библию с интересом, наравне с былинами и мифами Древней Греции. Я не верю ни в бога, ни в инопланетян, ни в "третий глаз" или другую муру. Не могу сказать, что я верю в науку, "верю" - это неправильное слово. Наука рациональна, она опирается на доказательства, а не на веру.
Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви и общества:
"Я к атеистам нормально отношусь. Практически во все исторические эпохи имели место споры между верующими и неверующими. Я в советское время сам участвовал в таких спорах. Когда это нормальная взаимоуважительная дискуссия, то это мне даже нравится. Но я хотел бы, чтобы некоторые атеисты избегали оскорбления религиозных чувств. Еще можно понять, когда это происходит в пылу полемики. Но когда человек каждый день размещает в интернете похабные карикатуры с использованием иконографии, это уже отдает не честным спором, а политической провокацией. В споре нужно быть все-таки интеллектуально честными. Отделение церкви от государства вовсе не означает, что ее нужно исключить из образования, армейской жизни и общественного пространства в целом. У церкви сейчас нет властных полномочий, она и так от государства отделена".
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:
"Любые гражданские организации в России имеют право на жизнь, у меня нет ничего против того, чтобы люди объединялись по своим идеологическим и философским взглядам. Но когда такие организации начинают повторять всякие союзы воинствующих безбожников, клеветать на церковь, устраивать определенные провокации, за которыми проглядывают политические мотивы, это заканчивается большой кровью, как это было в 20-х годах. О тех атеистических организациях, которые выступают за отделение церкви от государства и выходят на митинги, я могу сказать одно: совок неистребим. Это совковое мировоззрение, которое до сих пор живо и не дает развиваться нашему обществу. Отцы представителей агрессивной части атеистов - это деятели советской власти, и методы их исключительно советские, и желание и цели исключительно советские. И если бы была у них возможность устроить какие-то гетто или лагеря или издать законы, которые могли бы истреблять верующих, они бы этим с удовольствием воспользовались".
Наталья БЕРИШВИЛИ, Наталья КОНЫГИНА
13 ноября 2012 г.
|