Печатные СМИ
|
 |
|
19 ноября 2020 года"КОММЕРСАНТ НАУКА": "Храмы военных, храмы для военных"
В Древнем Риме считалось, что храмы для военных нужны. В маленькой республике многие граждане были воинами, бог войны Марс был частью пантеона. Жертвоприношениями Марсу сопровождались конфликты республики и империи. Позже римские военные почитали и других богов: по всей площади поздней империи археологи раскапывают подземные митреумы, специальные храмы, посвященные иранскому богу Митре, в которых собирались посвященные в его культ мужчины; среди них было особенно много военных. Митра олицетворял борьбу со злом. После христианизации святые воины сопутствовали крещеным римлянам от основания империи и до ее падения в 1453 году. Среди них был не только хорошо известный нам святой Георгий Победоносец, но и два святых Феодора – Тирон и Стратилат. Первый из них считался покровителем воинов-новобранцев, а второй – полководцев. Были церкви, которые воины строили для воинов. Свои монастыри строили и знатные воины: в Бачково под Болгарией до сих пор стоит монастырь, основанный византийским полководцем кавказского происхождения Григорием Пакуриани для членов своей семьи и слуг, многие из которых были военными. Однако традиции специальных армейских церквей в Византии не было, потому что не было армии в современном смысле этого слова. Что-то похожее на нее – и по массовости, и по организованности – появилось в эпоху огнестрельного оружия. В 1453 году турки взяли Константинополь благодаря организованности и стойкости янычар, а уже в 1550 году похожее по вооружению войско появилось в Москве. Создатель стрелецкого войска ("Казань брал, Астрахань брал, Шпака... Шпака не брал!") Иван IV нуждался в духовной поддержке преобразований, и для этой поддержки появился не только Покровский собор Василия Блаженного, но и икона "Благословенно воинство Небесного Царя", которая изображает поход православного войска из града земного в град небесный. Сословию безымянных мучеников на иконе были призваны соответствовать государевы люди – стрельцы, задачей которых было защищать царя. Со временем из стрельцов (как и из янычар Османской империи) выросло новое городское вооруженное сословие, которое жило в особых слободах на особых условиях и ставило в этих слободах свои церкви. Так, на Якиманке (где жили стрельцы, поляки и иные военнослужащие) была церковь Иоанна Воина, дожившая в перестроенном виде до наших дней. В более позднюю эпоху в России строили храмы, посвященные отдельным событиям военной истории или расположенные рядом с дислокациями моряков. На Бородинском поле расположен Спасо-Бородинский монастырь, в Севастополе – собор князя Владимира, названный "усыпальницей адмиралов". Многострадальный храм Христа Спасителя в Москве был посвящен победе России в войне 1812 года. В Кронштадте расположен Морской собор святителя Николая Чудотворца. Уже в новейшее время специальные храмы появились на месте сражения на Курской дуге и на линии, по которой проходила оборона блокадного Ленинграда.
19 ноября 2020 г. |