2013-05-01 00:00:00

Китайская автономная православная церковь

Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России.

11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые стали первыми китайскими мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование в честь китайских новомучеников установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех Святых Мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны.

В 1902 году начальник Российской духовной миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Ему повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 году была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на северо-востоке Китая.

После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее - Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле.

Вторая мировая война прервала контакты Православной церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн восстановил общение с Русской православной церковью за границей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора. После образования в 1949 году КНР архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

30 июля 1950 года был хиротонисан епископ Тяньцзиньский Симеон - первый архиерей-китаец, увеличилось число китайских священников. В 1954 году Священный Синод Русской церкви упразднил миссию, оставив все православные храмы в Китае в ведении экзархата. Изменения в общественной жизни КНР привели к упразднению Восточно-Азиатского экзархата. 23 ноября 1956 года Священный Синод передал все храмы экзархата на территории КНР в каноническое ведение Китайской православной церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее предстоятеля патриархом Московским и всея Руси. В 1956 году Отдел культов при Госсовете КНР дал согласие на назначение главы Китайской автономной православной церкви, епископа Пекинского. 30 мая 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония епископа Пекинского и Китайского Василия, который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской церкви. Однако созвать Собор, которому надлежало завершить ее устроение, не удалось. После смерти епископа Василия, а затем и епископа Шанхайского Симеона КАПЦ лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период "культурной революции", сделали невозможной полноценную церковную жизнь.

В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный клирик, получивший государственную регистрацию, - священник Григорий Чжу Шипу.

В 1993 году по приглашению Китайского христианского совета Китай посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне - патриарх Московский и всея Руси). Он бывал в Китае и в дальнейшем - посещал Пекин (2001, 2006) и Гонконг (2001 и 2002).

Синод Русской церкви в 1997 году констатировал, что, поскольку Китайская церковь не имеет своего предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви попечение о ее пастве осуществляется патриархом Московским и всея Руси. Также было восстановлено исполнение указа Святейшего Синода от 22 апреля 1902 года о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православного мирянина с определением дня их памяти 24 июня.

Священный Синод 27 декабря 2000 года возложил временное архипастырское попечение о пастве КАПЦ в автономном районе Внутренняя Монголия на епископа Читинского и Забайкальского, а 17 июля 2002 года временное архипастырское попечение о пастве в Синьцзян-Уйгурском автономном районе было возложено на архиепископа Астанайского и Алма-Атинского.

Находящийся в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев с 2004 года осуществляет работу по восстановлению Петропавловского прихода. Священный Синод 6 октября 2008 года возобновил деятельность прихода. Действуют также домовые храмы в Шэньчжене, Гуанчжоу и Макао. С июня 2005 года в Шанхае постоянно проживает священник Алексий Киселевич, который совершает богослужения для интернациональной общины в помещениях генконсульства России в Пекине.

Константинопольский патриархат учредил в 1996 году митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии. В 2008 году Священный Синод Константинопольского патриархата заново определил границы митрополии Гонконга, включив в ее пределы КНР, Тайвань и ряд государств Юго-Восточной Азии. В этой связи Архиерейский Собор Русской церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ КАПЦ.

В августе 2009 года в Лабдарине (Внутренняя Монголия) состоялось освящение построенного в 1990 году храма во имя святителя Иннокентия Иркутского - одного из четырех храмов, имеющих в КНР официальный статус. Освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван. Иконостас, необходимую утварь и богослужебные облачения храму подарила Читинско-Забайкальская епархия.

В октябре 2009 года в Пекине на территории посольства России был освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. На втором этаже восстановленного храма - памятника Российской духовной миссии в Китае - созданы музей миссии в Пекине и библиотека православной общины.

В ноябре 2009 года Китай по приглашению государственного управления по делам религий посетила делегация Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. В рамках визита состоялись переговоры о развитии российско-китайского сотрудничества в религиозной сфере в соответствии с утвержденным главами двух государств планом действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР на 2009-2012 годы.

По итогам визита были подписаны меморандумы, один из которых касается обучения в духовных школах Русской церкви студентов из Китая. В настоящее время продолжаются консультации российско-китайской рабочей группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере.

Сейчас в Китае насчитывается по разным оценкам, до 15 тыс. православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.

Сейчас в Китае восстанавливаются православные храмы - в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь), Внутренней Монголии (город Эргуна), провинции Хейлунцзян (город Харбин). В ряде городов Китая - Шэньяне, Шанхае - сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Многие сохранившиеся храмы (в Харбине, Шанхае, Шэньяне, Ухани) находятся в частично разрушенном состоянии или используются не в богослужебных целях.