2010-11-21 23:19:00

В Иране и России считают, что азербайджанское общество исламизировано, но это не так

Ислам является религией большинства населения Азербайджана, однако степень исламизации азербайджанского общества значительно преувеличена. Об отношении населения Азербайджана к фундаментализму и атеизму корреспонденту "Интерфакс-Религия" Яне Амелиной рассказывает директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу.


- Насколько можно судить из России, исламский фактор, причем в фундаменталистской его форме (как суннитской - ваххабиты, так и шиитской), приобретает в Азербайджане все большее значение. Так ли это?

- В Азербайджане не наблюдается радикализации ислама или резкого увеличения количества радикалов. Есть, конечно, единичные случаи. Возможно, взгляд из России чересчур субъективный. Другое дело, что у Азербайджана свой, оригинальный путь развития ислама, отличный от Турции и Ирана. Пока азербайджанское общество в силах само регулировать пути развития ислама в Азербайджане.

- Что способствует росту религиозности азербайджанцев, в целом не производящих впечатление глубоко, до фанатичности, религиозного народа?

- Азербайджанцы жили в моноидеологической советской стране. Обретенная затем свобода, конечно, способствовала религиозному всплеску среди населения. Ничем иным увеличение религиозности азербайджанцев объяснить невозможно.

- Как Вы относитесь к демонстрации религиозной принадлежности, например, ношению хиджаба, в государственных органах и общественных местах?

- Мое личное мнение состоит в том, что демонстрация в одежде религиозных особенностей является нежелательным явлением. Лучше, если люди будут одеваться согласно общепринятой форме одежды.

- Можно ли говорить о постепенном вытеснении национального движения исламистским, как это происходит, например, в Татарстане?

- Я не считаю, что в Азербайджане каким-то образом попираются национальные и религиозные чаяния людей. Приведу характерный пример: историческая национальная партия "Мусават" недавно заключила соглашение о сотрудничестве с целью либерализации южнокавказских обществ с армянской и грузинской партиями (Армянским общенациональным движением и Республиканской партией Грузии). Это - пример того, как национальные силы в Азербайджане трансформируются в либеральные, а не религиозные.

- Актуальна ли для Азербайджана проблема исламского терроризма?

- В нашем государстве протекают важные геополитические процессы. Вообще, для нас всегда актуальна проблема любого терроризма - религиозного, армянского и бытового. Азербайджан должен всегда заботиться о защите от террора.

- Приветствуют ли азербайджанский народ и интеллигенция исламизацию общества, видят ли они в этом тормоз общественного развития, спасение нации от бездуховности или вообще не беспокоятся по этому поводу?

- Насколько мне известно, азербайджанская интеллигенция не способствует исламизации общества. Напротив, наша интеллигенция старается, чтобы общество двигалось по сформировавшемуся в последние столетия в Азербайджане пути государственного и общественного развития. С этой точки зрения интеллигенция иногда выступает даже против попыток усиления исламизма в Азербайджане.

- Что важнее для рядового азербайджанского мусульманина - проблемы общемировой уммы или, к примеру, социальное неравенство в родной стране?

- Как я уже говорил, религиозная проблема не является актуальной для нас. Скорее, нас интересуют социальные вопросы жизни.

- Влиятельны ли в Азербайджане приверженцы атеистической точки зрения, и с чем это связано?

- Традиционно и исторически в нашей стране не было атеизма и атеистических традиций. Духовные лица становились объектом юмора и насмешек, но это объяснялось личными особенностями этих людей, а не отношением общества к исламу.

- Каким путем следует большинство азербайджанской молодежи - светским, как большинство их западных и российских сверстников, или религиозным?

- Большинство азербайджанской молодежи, естественно, склонно к светскому пути развития общества. Процесс глобализации больше тянет молодежь к светской модели развития, к Европе, Западу. Это однозначно и не подлежит обсуждению. Но, конечно, есть отдельные группы молодых людей, склонных к религии.

- Уместно ли говорить о религиозном факторе карабахского конфликта, или он несущественен?

- Я не считаю, что карабахская война была для азербайджанцев религиозной. Для нас это война против захватчиков, война за освобождение Родины: армяне захватили нашу землю при пособничестве других стран. Армяне всеми силами пытаются представить конфликт религиозным, чтобы показать себя миру защитниками христианства в регионе. Президент Армении Серж Саргсян выступал в США и других странах с подобными речами, называя свою страну последней крепостью христианства, но Азербайджан никогда не использовал религиозный фактор в карабахской войне.

- Каково будущее Азербайджана - светская республика, шариатское государство или что-то еще?

- Будущее Азербайджана рассматривается как будущее светского, демократического, отделенного от религии государства. Другого не дано. Сегодня в нашей стране идет подготовка к парламентским выборам. В них участвуют 700 кандидатов в депутаты, в числе которых было анонсировано участие всего 12 представителей религиозных организаций. Как вы понимаете, это слишком маленькая цифра. Ход избирательной кампании показывает, что религиозные организации не смогли выставить даже этих кандидатов. В Иране и России считают, что наше общество исламизировано, но это в принципе не так.


Перевод Кямала АЛИ