2009-06-25 22:29:00

Отсутствие госфинансирования работы Церкви с соотечественниками за границей - это дискриминация

Недавно в Брюсселе прошла конференция "Русская православная церковь и соотечественники в странах Европы: опыт и перспективы соработничества". В нем участвовали священнослужители, представители организаций соотечественников и государственных структур России. По итогам встречи было принято коммюнике, в котором содержался целый ряд инициатив. Смысл и содержание этих инициатив в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову детально раскрыл участник конференции, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Георгий Рябых.


- Отец Георгий, существуют ли данные о том, сколько российских соотечественников проживает за рубежом и каково количество зарубежных приходов Русской церкви?

- Трудно назвать точную цифру. С уверенностью можно лишь сказать, что речь идет о миллионах людей. Однако Русская церковь осуществляет работу не только с российскими соотечественниками, хотя они и составляют большинство ее зарубежной паствы. На ее зарубежных приходах есть украинские, белорусские, молдавские и другие граждане. Для обеспечения церковной жизни наших соотечественников действует около трехсот загранучреждений, а после воссоединения с Русской зарубежной церковью их количество увеличилось примерно вдвое, и оно продолжает расти. Так, совсем недавно был освящен новый храм в Монголии.

- Не могли бы Вы подробно рассказать о новых инициативах по созданию более эффективной системы окормления русских православных людей за границей?

- Я бы не стал говорить, что существующая система не является эффективной. Просто она требует дальнейшего развития и совершенствования. Новые перспективы открылись после 1991 года, когда возникли новые потребности по окормлению растущего числа наших соотечественников за рубежом. Собственно задачи по дальнейшему количественному развитию приходов и епархий возложены Священным Синодом на новую структуру, созданную в рамках патриаршей администрации, - секретариат по заграничным учреждениям. Однако, кроме обеспечения условий для богослужебной и духовной жизни наших соотечественников, существует необходимость развития общественной или околоприходской жизни. Как раз задача по содействию соотечественникам в этой части их жизни возложена священноначалием на Отдел внешних церковных связей.

На круглом столе очень оживленно обсуждался вопрос о том, в какие виды деятельности надо сегодня вкладывать силы и средства, чтобы добиться наилучших результатов в деле сплочения соотечественников и поддержания их православной идентичности. Сегодня уже ведутся труды главным образом на двух направлениях. Прежде всего проводится много имиджевых мероприятий, которые направлены на представление привлекательного лица России и русской культуры за рубежом. Это выставки, концерты, конференции. С другой стороны, постепенно формируется система воспроизводства и поддержания православной и культурной идентичности всех поколений соотечественников. Конечно, каждой стране необходимо поддерживать свой положительный образ в мире, чтобы облегчать отношения с различными народами в политической и экономической сферах. Но гораздо более фундаментальным, но и более затратным является создание детских садов, школ, культурных центров, СМИ, в которых бы прививались ценности русской православной цивилизации новым поколениям соотечественников. Это более сложная задача, но она должна быть не менее значимой, чем имиджевая, так как без ее решения невозможно сохранить русский мир за рубежом в долгосрочной перспективе.

- В коммюнике, принятом по итогам конференции, упоминалось, в частности, создание базы данных по всем приходам Русской церкви для сбора информации об их нуждах, конкретных проектах и инициативах, направленных на сохранение русской православной традиции. Как будет выглядеть эта база данных? Как я понимаю, подразумевается, что она будет постоянно обновляться...

- В Отделе внешних церковных связей и раньше накапливалась информация о деятельности заграничных приходов. Сегодня же акцент ставится на организации этой информации в таком виде, чтобы ее можно было использовать для предоставления тем организациям и структурам, которые могли бы оказать поддержку конкретному приходскому проекту за рубежом. К сожалению, до сих пор многие состоятельные люди или организации готовы вкладывать средства в здания, а не в людей. Храмы тоже надо строить, но нельзя относиться по остаточному принципу к просветительским, образовательным и гуманитарным проектам, пусть и небольшого, приходского масштаба. Надеюсь, что с помощью этого каталога проектов мы сможем наглядно показывать многим чиновникам и руководителям, какая работа с соотечественниками ведется сегодня именно в церковных структурах.

- Не могли бы Вы пояснить пункт в коммюнике: "установление побратимых отношений между приходами за рубежом и в странах канонической территории Русской православной церкви"?

- Существует богатая традиция существования городов-побратимов. Эту практику, по мнению некоторых участников круглого стола, можно было бы применить к отношениям между зарубежными приходами и приходами, находящимися на канонической территории Русской церкви. Особенно это важно для зарубежных приходов, которые живут в иных культурных условиях и на которых мало знают о реальной жизни в Русской церкви в Отечестве. Прихожане могли бы ездить друг ко другу в гости, выдвигать совместные инициативы и проекты. Конечно, для ведения работы с соотечественниками нужны административные структуры, но они должны оказывать поддержку живым отношениям между верующими людьми. Приходы-побратимы - это одна из инициатив, которая может помочь налаживанию такого общения. Кроме того, так мы бы создали еще один механизм укрепления ее единства.

- Участники форума предложили включить в программу официальных делегаций посещение духовных центров зарубежья. Известно ли, о каких именно центрах идет речь?

- На конференции шла речь о том, что очень часто европейские страны посещают официальные делегации из России. Как правило, в таких случаях составляется определенная культурная программа визита. На круглом столе священнослужители предлагали включать в эти программы посещение храмов. В большинстве случаев они имеют богатую историю, связаны с российским присутствием в той или иной стране, с жизнью выдающихся государственных и общественных деятелей России. Посещение таких мест способствовало бы знакомству представителей государственной власти с историей Отечества и одновременно с реальными нуждами наших соотечественников.

- Как обстоит дело с информационными ресурсами зарубежных епархий и приходов Русской церкви?

- Уже есть ряд печатных и электронных средств информации, поддерживаемых зарубежными православными общинами. Например, журнал "Благовест" в скандинавских странах, "Сурож" в Великобритании (на английском языке), "Вестник" во Франции (на французском языке), существуют и другие издания, которые выпускают организации мирян, также связанные с приходами. Кроме того, у многих приходов есть свои веб-страницы, которые регулярно обновляются. Некоторые из участников круглого стола ставили вопрос и о создании русского радио и телевидения там, где есть много соотечественников, например, в Германии, Великобритании, Бельгии. Особенно подчеркивалась необходимость создания такого информационного ресурса, где воедино интегрировались бы сведения о жизни соотечественников в наших приходах и общинах, например, в Европе.

Проблема в том, что люди иногда не знают, что происходит на приходах в соседней стране или городе. Например, какой-то приход организует летний молодежный лагерь, а в другом приходе есть молодежь, которая хотела бы с удовольствием в нем поучаствовать, но они просто ничего не знают об этом мероприятии. В таких ситуациях и мог бы помогать единый информационный ресурс. Также обсуждались возможности общения приходов посредством тех СМИ, которые поддерживает министерство иностранных дел России или другие общественные структуры, например, журнал и портал "Русский век", информационные бюллетени "Русского мира". Конечная цель всей этой информационной работы заключается в том, чтобы люди знали друг друга, могли сопрягать свои усилия и делиться опытом.

- В коммюнике говорится о необходимости содействовать в подготовке кадров преподавателей "Основ православной культуры" и катехизаторов, программ и учебных пособий по данному предмету с учетом специфики условий жизни соотечественников за рубежом. Где предлагается вести преподавание основ православия за границей?

- Прежде всего речь идет о катехизаторских или образовательных курсах, которые организуются при приходах за рубежом для того, чтобы поднять религиозную грамотность прихожан. Многие, проживая у себя дома, порой не очень интересовались религиозными вопросами, но, оказавшись в чужих странах, в новой культуре, они начинают искать духовный стержень в своей жизни и обращаются к православию. Понятно, что они мало знают о вере, а потому нуждаются в катехизации не меньше, чем дети и подростки. Такие курсы при многих приходах существуют, но порой серьезным препятствием для их развития является отсутствие программ, учебников, пособий, грамотных квалифицированных преподавателей. Конечно, приходы ожидают помощи из России. Думаю, что это вопрос для взаимодействия ОВЦС с Отделом религиозного образования и катехизации, который мог бы со временем предложить материалы для подобных курсов за границей. Вообще, это большая тема, касающаяся и системы российского образования в целом. За границей существуют общеобразовательные школы при посольствах, они работают по программам, утвержденным в Российской Федерации. Если Церковь поднимает вопрос о том, чтобы "ОПК" по выбору могли преподаваться в России, то естественно, что это могло бы предполагать появление таких курсов и за рубежом, где дети наших дипломатов и соотечественников, обучаясь в общеобразовательных школах, могли бы знакомиться со своей духовной традицией.

В итоговом документе конференции есть еще одна интересная инициатива - организовывать паломнические поездки для соотечественников по святым местам стран канонической территории Московского патриархата. Расскажите об этом, пожалуйста.

- Паломничество является одним из проявлений духовной жизни. Соотечественники, живущие в инокультурной среде, испытывают особую потребность в совершении паломничеств к святым местам русского православия. Это очень важно для молодых соотечественников, которые в лучшем случае читали об этих святынях в книгах или что-то слышали о них. Подобные поездки могли бы сплачивать людей, формировать у них привязанность и положительное отношение к странам русской православной традиции. В ходе таких паломничеств они могли бы знакомиться с реальной духовной жизнью Церкви в Отчестве. В России, Украине, Белоруссии, Молдавии и других странах есть многочисленные паломнические службы, которые проводят поездки практически во все святые места Русской церкви. Однако до сих пор не отработан механизм приезда паломников из зарубежных епархий. Надо над этим работать. В то же самое время в Западной Европе есть очень много святынь неразделенной Церкви, в частности, во Франции, Германии, Италии, где находятся мощи великих проповедников христианства. Для русских людей очень важно посещать эти места и молиться перед великими святынями христианства. Было бы хорошо продумать соответствующие маршруты и создать возможности паломнических поездок в Западную Европу.

- Много ли сегодня за рубежом российских культурных центров и центров русского языка, которые сотрудничают с Церковью?

- Сегодня во многих европейских странах действуют центры Росзарубежсотрудничества. Со многими из них у приходов Русской церкви существуют тесные связи. Но в каких-то странах их еще предстоит наладить. Вообще подход Русской православной церкви к теме русского языка за рубежом имеет свои особенности. С одной стороны, церковные общины создают условия для сохранения русского языка и русской культуры за границей. В некоторых приходах существуют курсы церковнославянского и русского языка. Конечно, языком межнационального общения на приходах является русский.

С другой стороны, общины Русской церкви за границей - это многонациональные общины. Люди разных национальностей рассчитывают на поддержку их родного языка и культуры. По-моему, наши приходы должны также помогать поддерживать связи этих соотечественников со страной их происхождения, стать местом встречи и дружбы между народами, окормляемыми Русской церковью. Кроме того, на наших приходах есть люди местных национальностей, которые через смешанные браки или по своему желанию и интересу к русской культуре стали православными. В Московском патриархате существуют англоязычные, франкоязычные, венгероязычные, немецкоязычные приходы. Члены этих приходов любят свою страну, а Россию они не рассматривают как свое Отечество. В то же самое время русская культура и российская история могут быть для них привлекательными. Эти верующие составляют значимую часть паствы Русской церкви, поэтому на приходах нужны пастырская работа, СМИ, богослужение на местных языках. Важно, чтобы все люди, прихожане Московского патриархата, чувствовали себя дома и убеждались в способности русской культуры объединять людей разных национальностей.

- Будет ли осуществляться организационная и материальная поддержка культурных мероприятий зарубежных приходов?

- В данном случае речь идет о том, чтобы направить средства, выделяемые государством и общественными организациями, на работу с соотечественниками, в том числе на деятельность, которую ведут зарубежные приходы. Слава Богу, что государство сегодня выделяет какие-то средства на поддержку соотечественников. Однако, несмотря на то, что приходы ведут наиболее широкую реальную работу в этой области, для них оказывается труднее всего получить поддержку на конкретную деятельность.

Причина здесь одна - дискриминационно толкуемый принцип светскости государства. Религиозные организации, каковыми являются приходы и епархии, не могут получать государственные деньги. При этом речь идет не о расходах на богослужебную деятельность, хотя я не видел бы и в этом ничего плохого. Ведь это духовные нужды наших соотечественников. Мы же говорим, прежде всего, о культурной, образовательной и социальной деятельности приходов, которая приносит пользу многим людям. Получается, что поддержки лишается не церковная иерархия, а простые прихожане только потому, что они решили строить свою общественно значимую деятельность вокруг прихода.

Поэтому необходимо продумать механизм, который бы позволил финансировать общественную и культурную деятельность приходов. Иначе возникает вопрос: почему государство выделяет средства порой незначительным организациям, предлагающим некие проекты в области русского языка и культуры, только потому, что они светские, а церковные организации, которые занимаются такой же деятельностью, не могут получать подобного финансирования. Это явная дискриминация. Данная проблема, конечно, может решиться в общем контексте выстраивания системы социального партнерства государства и традиционных религиозных общин, о чем не раз говорилось на разных публичных площадках.

- В коммюнике затрагивается и вопрос комплектации библиотек духовной и художественной литературой в зарубежных епархиях, а также тюремных библиотек. Существуют ли здесь какие-то сложности?

- Библиотеки на зарубежных приходах часто являются единственным источником информации о православии и русской культуре. Комплектация этих библиотек осложнена тем, что практически вся русскоязычная литература печатается в России. Возникает проблема ее закупки и доставки. Сегодня есть программы по линии правительственной комиссии по делам соотечественников, предусматривающие формирование и передачу библиотек зарубежным общинам. Можно делать это и через частных благотворителей, которые могли бы закупать литературу и отправлять ее на приходы.

Наши священники за рубежом также имеют среди своих обязанностей посещение соотечественников, находящихся в местах заключения. Там они ведут просветительскую работу. Участники круглого стола говорили о катастрофической нехватке книг на духовные темы или художественной литературы, которую можно было бы предавать нашим соотечественникам в тюрьмах. Это как раз один из тех проектов, который должен попасть в базу данных ОВЦС. Нам необходимо знать, на каких приходах есть библиотеки, где их нет, но где хотели бы их создать, и какие потребности есть в той или иной библиотеке.