2009-09-30 12:38:00

Невозможно без слез и волнения смотреть, как люди встречают патриарха, потому что это - настоящее проявление любви

На днях завершилась поездка патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Белоруссию - еще одну республику, которая наряду с Россией и Украиной составляет, как неоднократно подчеркивал предстоятель, единое пространство Святой Руси. Об итогах и впечатлениях от поездки в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава Информационного отдела Русской церкви Владимир Легойда, сопровождавший патриарха.


- В чем заключалась главная цель поездки патриарха в Белоруссию?

- Эта поездка - очередной первосвятительский пастырский визит Святейшего патриарха Кирилла, то есть, в первую очередь, - общение с верующими и совместная молитва. Конечно, в ходе визита состоялись и встречи с общественностью, и публичные выступления предстоятеля, и диалог с президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко. Однако, где бы ни выступал патриарх, с кем бы ни встречался и на какие бы проблемы ни отзывался, его слово всегда остается словом пастыря. В этом плане цель поездки патриарха Кирилла в Белоруссию совпадает с традиционными целями для Церкви вообще - нести людям Божью правду. В одном из выступлений во время визита Святейший вполне конкретно сформулировал свою задачу: предстоятель Церкви призван способствовать тому, чтобы люди были счастливы. А счастье, по словам Святейшего, измеряется не размером счета в банке, а состоянием человеческого сердца. Вот к этому сердцу всегда и обращено слово патриарха, также идущее от его сердца.

- Какие события поездки Вы назвали бы наиболее значимыми?

- Я понимаю журналистскую закономерность этого вопроса. Но настолько же закономерным будет и мой ответ: в подобных поездках нет незначимых, неважных вещей. Очень сложно сравнивать посещение строящегося храма и возложение венков у памятника солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну. И то, и то - очень важные, знаковые вещи. Просто они разные по своему содержанию.

И все-таки, с моей точки зрения, мало что может сравниться по значимости с совместной молитвой патриарха и его паствы. Достаточно побывать на таком богослужении, увидеть лица людей, то, как они слушают проповедь патриарха, чтобы понять, насколько важным для них является все происходящее. Благословение Святейшего принимается со слезами радости и благодарности. У патриарха, конечно, нет физической возможности подойти к каждому человеку, ведь на такие богослужения собираются тысячи людей. Но он всегда старается подойти хотя бы к некоторым, поговорить, ободрить, вдохновить.

Нельзя не отметить прошедшую в Витебске встречу предстоятеля с молодежью. Святейший говорил о том, что современная жизнь должна соотноситься с евангельскими истинами, что нельзя быть верующим только по воскресеньям или только в храме. Что рай и ад - это не система поощрения и наказания, но состояние души, которое возникает уже в этой жизни.

Убежден, что эти слова доходили до ума и сердца молодых людей, потому что образы и примеры, которые патриарх использовал, обращаясь к молодым людям, как всегда были понятными, точными, пронзительными.

- Каковы Ваши личные впечатления от поездки?

- Я, собственно, и говорю о своих личных впечатлениях. Невозможно без слез и волнения смотреть, как люди встречают патриарха. Потому что это - настоящее проявление любви. Общение без фальши, от сердца к сердцу, не может не трогать.

Меня не устает поражать то, что в разных выступлениях - от проповеди в храме до небольшого приветственного слова на приеме - Святейший патриарх всегда говорит очень глубокие вещи. Не бывает никаких протокольных, официальных, как бы необходимых, но на самом деле незначащих слов. Это очень непохоже на те выступления, которые - будем откровенны - часто имеют место во время официальных визитов, торжеств и праздников. Рядом с патриархом никогда не бывает ощущения потерянного времени. Наоборот, есть чувство уплотнения времени - хочется все запомнить, больше впитать. Становится очевидно, что каждое слово патриарха - выстрадано, передумано, пережито. И это колоссально мобилизует и вдохновляет людей. А по их реакциям сразу видно, что слово приносит свой плод.

- Что это за реакции?

- Разные - от просто эмоциональных до содержательных, и проявляются они на твоих глазах. Бывает, выступая с речью после слов патриарха, люди вторят ему, отзываются на его мысли, говорят, какие конкретные шаги теперь, услышав Святейшего, собираются предпринять.

Или другой пример: обращаясь к священникам в храме после одной из служб, патриарх сказал принципиально важные, хотя, возможно, и нелицеприятные для некоторых слова о том, что духовенство никогда не должно прекращать работать надо собой - надо читать, размышлять, что-то для себя открывать... По мысли Святейшего, священнику ни в коем случае нельзя полагать, что люди, к которым он обращается с амвона, глупее него. Патриарх подчеркнул, что недопустима ситуация, когда священник не готовится к проповеди. По лицам слушающих людей было видно, как такие слова доходят до ума и сердца и в той или иной степени реально входят в жизнь каждого.

- О чем шла речь на встрече патриарха Кирилла с президентом Белоруссии?

- Святейшего патриарха Кирилла и Александра Лукашенко связывают давние добрые отношения. Можно вспомнить, что во время своего визита в Москву президент Белоруссии провел с патриархом около трех с половиной часов в режиме тет-а-тет. И не случайно нынешняя встреча в Минске шла дольше запланированного времени.

По результатам личного общения патриарха и президента состоялась вторая часть встречи - уже в расширенном составе, где говорилось о важной роли православия в современной жизни вообще и жизни Белоруссии в частности. Из уст президента страны особенно важно было услышать слова о том, что, приезжая в Белоруссию, предстоятель нашей Церкви приезжает в полном смысле слова к себе домой.

- Как и во время визита на Украину, Святейший патриарх много говорил о "едином пространстве Святой Руси". Как следует понимать сам термин Святая Русь, и почему в последнее время предстоятель так часто обращается к этому понятию?

- Пространство исторической Руси, сформированное в Киевской купели крещения, это ценностное поле, в котором родились культуры нескольких народов - украинского, белорусского, молдавского, русского. И, говоря о Святой Руси, мы имеем в виду то, что нас объединяет и позволяет разделять общее мировоззрение, иметь общие культурные идеалы - в литературе, в живописи, в музыке. И это ценностное поле сущностно состоит из таких вещей, которые находятся вне времени. Они - больше чем политическая конъюнктура. Мы видим, что меняется политическая и геополитическая ситуация. Мы с уважением относимся к этому процессу и к государственному суверенитету тех стран, которые образовались на территории бывшего СССР. Но в то же время мы не имеем права игнорировать свое прошлое. Это не вопрос просто исторической памяти. Это вопрос ценностей, которые определяют нашу - общую для разных народов - духовную идентичность. В этом смысле пространство Святой Руси - это наша реальность, подлинная реальность.

И еще одно. Русская православная церковь - это не Церковь Российской Федерации. И Святейший патриарх Московский и всея Руси - это не патриарх Российской Федерации. Поездки и на Украину, и в Белоруссию - это поездки внутри Церкви, общение со своей паствой. Что дает право говорить, что пространство Святой Руси в реальности существует? То, что существует реальность церковная. Да, церковные границы не совпадают с государственными. Но, повторюсь, это не бросает никакого вызова политическим реалиям: они самостоятельны, автономны и находятся в другом измерении. Но когда мы видим, как люди и на Украине, и в Белоруссии приветствуют патриарха словами "Наш патриарх - Кирилл!", становится понятно, что никуда не делась та общая духовная ткань, которая позволяет людям разных государств чувствовать себя частью единого целого.