2008-06-24 17:15:00

Доклад патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской православной церкви. Часть II

15. Работа с молодежью.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Жесткие правила конкурентной борьбы, которые диктуются рыночными отношениями, ожесточают сердца, побуждают не любить ближнего, как самого себя, а видеть в нем либо соперника, либо орудие для достижения собственных материальных или карьерных целей. Но, поистине, "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26). И Православная Церковь должна придти на помощь молодому человеку, раскрыть перед ним красоту и радость духовной жизни во Христе, высокий смысл служения Богу и ближнему.

За минувший период в жизнь Русской Православной Церкви прочно вошли ежегодные мероприятия, объединяющие молодых людей: Молодежные Рождественские чтения, Межрегиональный фестиваль молодежи и студентов "Обретенное поколение", Всероссийский православный молодежный лагерь "Феодоровский городок", Всероссийский фестиваль авторской песни "Исповедь сердца", Георгиевский парад Братства православных следопытов и другие. Все они чрезвычайно важны для обмена опытом, поиска эффективных программ и методик, позволяющих успешно осуществлять молодежное служение. Следует также указать на положительные примеры проведения международных фестивалей, ориентированных на молодежную аудиторию. Это и ставший уже традиционным фестиваль "Небо славян", проводящийся в Беларуси, и прошедший в мае 2007 года в Киеве Первый Международный фестиваль авторской песни "Благодатное небо".

Хотел бы обратить также внимание на XII Всемирный Русский Народный Собор (2008) - Собор детей и молодежи, собравший в Москве около семи тысяч представителей юного поколения и провозгласивший в качестве основной идеи лозунг "Традиция - пароль будущего".

Одним из приоритетов нашей деятельности должно стать создание православных молодежных центров, которые, наряду с работой по непосредственному духовному окормлению детей и молодежи, могут служить штабами для разработки и осуществления новых миссионерских, духовно-просветительских и воспитательных программ. Такие центры могут быть организованы не только в областных центрах, но и в каждом городе.

Существенно помочь православному молодежному служению может развитие православных детских и молодежных организаций. При этом следует делать акцент на изучении Православия. Упомянутые организации позволяют нам не потерять тех, кто уже находится в церковной ограде, дать взрослеющим детям новый импульс в их духовном становлении и развитии, предоставить им возможность приложить свои силы и способности в служении во славу Божию и на благо ближних.

Обучение истинам веры является лишь частью воспитания православного человека. Узнавший о началах Православия ребенок взрослеет, приходит пора студенчества - и зачастую нравственная жизнь бывшего "благочестивого отрока" уже нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка или подростка. В идеале, время, которое юный человек отдает досугу, должно проходить в церковной общине и тратиться с пользой для духовно-нравственного становления личности. От пастырей Церкви и взрослых наставников зависит, станут ли нынешние молодые люди надежной опорой в церковном и общественном строительстве, или встанут на путь противодействия добру и Истине.


16. Церковный бюджет.

Доходная часть общецерковного бюджета формируется за счет добровольных отчислений на общецерковные нужды епархиальных управлений, храмов Москвы, Ставропигиальных монастырей, ХПП "Софрино", гостиничного комплекса "Даниловский", а также частных пожертвований юридических и физических лиц.

Доля епархий составляет лишь 10% всех поступлений.

В 2007 г. только 55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей.

За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55%.

Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений 46%, а взносы епархий покрывают лишь 29% этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС.

За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше, чем храмы Москвы.

Дебиторская задолженность епархиальных управлений перед ХПП "Софрино" по состоянию на 15 июня сего года составила более 150 миллионов рублей. Сроки возникновения задолженности по отдельным епархиям превышают разрешенные законодательством РФ 3 месяца и достигают 9 месяцев, что обязывает предприятие выплачивать налоги и сокращать отчисления в Московскую Патриархию. Размер дебиторской задолженности превышает сумму взносов ХПП "Софрино" в общецерковный бюджет.

Кроме того, завод испытывает недостаток свободных оборотных средств, в силу чего не в состоянии эффективно управлять финансами и несет прямые убытки, так как, с учетом инфляции, ежегодно теряется около 15 миллионов рублей из-за дебиторской задолженности.


17. Современные вызовы церковному единству и ответ на них.

Единство Церкви, заповеданное нам апостолами, является великой ценностью и должно осознаваться в качестве таковой не только епископатом, но и каждым клириком и мирянином. Церковное единство есть сокровище, которое наши предки сохранили, несмотря на пережитые ими грозные испытания. Унаследованный нами дар, приумноженный на протяжении веков, не может быть растрачен в одночасье ради сиюминутных политических соображений. Наш долг принятое от отцов в нераздробленном виде передать потомкам. К сожалению, сегодня мы наблюдаем непрекращающиеся попытки разрушить духовное пространство Святой Руси, созданное святым равноапостольным князем Владимиром, внести раздор и недоверие между миллионами православных русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей других народов, составляющих многонациональную паству нашей Церкви.

Конечно, не впервые за тысячелетнюю историю Руси она переживает подобные испытания. Бывали уже времена, когда она состояла из множества удельных княжеств, друг с другом несогласных и враждующих; бывали времена смутные. Но зато периоды расцвета, проявления внутренней силы народа неизменно бывали сопряжены с духовным собиранием, с укреплением единства, зиждимого на тех общих духовных ценностях, на которых стояла и стоять будет русская земля. Верю, что так будет и впредь. "Все минется, одна правда останется", говорит добрая народная пословица.

Однако не подобает нам успокаивать себя, думая, будто можно просто переждать нелегкие обстоятельства, а единство сохранится само собою, как бы по привычке. "Ненавистная рознь мира сего" побеждается духовным воззрением на единство Святой Троицы и претворением этого единства в жизни Церкви, как учил нас преподобный Сергий; стяжанием духа мирного, по завету преподобного Серафима; подвигом любви и молитвы; проповедью слова Божия, настойчиво звучащей, как требует от нас апостол, "во время и не во время" (2 Тим. 4, 2). Защита единства церковного долг всякого православного христианина, но наипаче он возложен на епископов, которым вверены от Бога драгоценные человеческие души (Апост. 41). Нас, собратья-архипастыри, Дух Святый "поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28), а "кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 48). При этом следует сознавать, что епископ не только должен указывать путь спасения, но и быть образцом христианской жизни, подлинным духовным лидером, ведущим народ ко Христу.

Стояние за церковное единство призвание всех нас, где бы мы ни жили. Но празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности. Здесь ныне достойно, мудро и рассудительно совершает свое служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в окружении сонма архиереев и пастырей окормляющий самоуправляемую Украинскую Православная Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии.

Прошедшие 16 лет подтвердили правильность этого решения, принятого соборным разумом. Украинская Православная Церковь с честью несет свою спасительную миссию; число ее приходов неуклонно растет, ее просветительское служение, как и авторитет в обществе, ширятся. Однако все это происходит в условиях непрекращающихся яростных нападок со стороны последователей раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил крайней националистической направленности. В этих трудных обстоятельствах требуется особое мужество, чтобы безбоязненно отстаивать канонические устои церковного единства. И все мы призваны поддерживать наших братьев в их подвиге. Они проявляют бесстрашие, находясь на переднем крае борьбы за Православие, за церковное единство. Предлагаю отцам Собора подумать, какие еще усилия в этом направлении мы вместе должны предпринять. Полезным может стать сотрудничество епархий, развитие паломничества и взаимного общения. Полагаю, что в Москве с этой целью стоило бы учредить подворье древнейшей монашеской обители на Руси Киево-Печерской лавры, а в Киеве Патриаршее подворье. Тем самым мы вновь подчеркнули бы особое значение "матере градов, богоспасаемого Киева" (тропарь св. Владимиру), как древнейшего центра нашей церковной жизни и укрепили бы взаимосвязи между двумя столицами Русского Православия.

Той же цели соответствовало бы более торжественное празднование памяти святого крестителя Руси. Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, "идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго" (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как "средний" праздник. А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник. В апреле сего года Священный Синод Украинской Православной Церкви предложил сделать этот день государственным праздником Украины. Собор мог бы поддержать эту инициативу и обратиться к руководству Российской Федерации, Украины и Белоруссии с предложением включить день князя Владимира в число не только церковных, но и государственных праздников (памятных дат), подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Отдельно хотел бы остановиться на актуальном вопросе участия представителей государственной власти Украины в разрешении церковных проблем на территории республики. Понятно, что, когда имеет место противостояние в обществе на религиозной почве, государство не может оставаться равнодушным, поскольку это угрожает его стабильности. Обеспокоенность положением в украинском Православии выражали во время встреч со мной Президент, председатель Правительства, другие официальные лица Украины. Разделяя их озабоченность, я со своей стороны твердо заявлял о недопустимости вмешательства политиков в церковные дела. Ведь раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь.

Государственные органы могли бы внести свой вклад в разрешение кризисных ситуаций, выполняя свое прямое предназначение обеспечивая законность, в частности, способствуя исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов. Церковь живет по своим собственным установлениям, по священным канонам, неуклонное следование которым только и может урегулировать все церковные нестроения. Любые попытки механического объединения канонической Украинской Православной Церкви с раскольническими группами без покаяния в грехе раскола обречены на провал. Народ Божий не поддержит такую искусственно созданную церковь, а на Украине начнется новый виток конфликтов между братьями по вере. Уже сейчас давление в пользу автокефалии, оказываемое на Украинскую Православную Церковь, вызывает обеспокоенность у многих архиереев, клириков и мирян, что видно, в частности, из множества поступающих в мой адрес с Украины обращений, под которыми стоят тысячи и тысячи подписей. Верующие люди просят Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах.

Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины. Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии архиереев Украины, новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем. С связи с этим нам следует обсудить пути и средства укрепления единства и взаимосвязей Украинской Православной Церкви со всей Полнотой Московского Патриархата, дабы мы могли сообща помочь преодолению тех трудностей, которые переживает народ Божий на Украине. Нам надлежит выслушать голос как украинского епископата, ряды которого заметно пополнились, так и собратьев-архиереев из других стран.

В частности, хотелось бы вместе подумать о путях преодоления расколов. Как нам способствовать возвращению в объятия Отча тех, кто, к сожалению, отделился от Святой Церкви? Одни предлагают официальный диалог Церкви и представителей отделившихся от нее общин. Другие считают, что скорее следует вести неофициальные беседы с теми из руководителей этих общин, которые желают вернуться в каноническую Церковь. А от них не раз поступали обращения такого рода, хотя многие из них высказывали опасения, которые они испытывают, и говорили об оказываемом давлении со стороны политиков, противящихся их возвращению в каноническое Православие.

В деле преодоления расколов важна поддержка всего православного мира. Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, с которыми Украинская Православная Церковь связана через Московский Патриарший Престол, неоднократно оказывали ей такую поддержку. Мы глубоко признательны им за проявление православной солидарности.

Непростая ситуация сохраняется и в Молдове, где православные единоверцы были разделены в результате продиктованного чисто политическими мотивами и бесспорно антиканонического учреждения так называемой "Бессарабской митрополии" Румынской Православной Церкви. В октябре 2007 года, когда Священный Синод Румынского Патриархата создал три епархии в составе этой митрополии, был нанесен новый удар по церковному единству. Кроме того, теперь руководство "Бессарабской митрополии" высказывает еще и претензии на прилегающую часть территории Украины. О нашем диалоге с Румынской Церковью и другими Поместными Церквами по данной теме будет сказано в соответствующей части доклада. Считаю необходимым, чтобы Собор дал оценку положения, сложившегося в Молдове, наметил меры к его исправлению, принимая во внимание, что существование параллельной церковной структуры разделяет людей и создает угрозу для общественного согласия в стране, вызывая справедливую озабоченность как простых верующих, так и государственного руководства.

Продолжает испытывать сложности самоуправляемая Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, хотя она и пользуется поддержкой подавляющего большинства православных жителей страны, не желающих разрывать связь с Церковью-Матерью. В Эстонии Православие также оказалось разделенным на две церковные юрисдикции в результате вмешательства политических сил, поддержанного, к сожалению, Константинопольским Патриархатом. За межсоборный период удалось достигнуть определенного прогресса в области закрепления юридического статуса используемых Церковью храмов, но полной справедливости в решении этого вопроса и возвращения имущества в собственность церковных общин все еще приходится ожидать.

Хранение единства предполагает соблюдение Церкви от разделений и расколов. Минувшие годы вновь показали, сколь легко соблазн раздора и смуты проникает в церковную среду и сколь быстро ему могут поддаться члены Церкви от рядовых мирян до отдельных епископов, заявляющих, что только они хранят истину и подлинное благочестие и противопоставляющих себя церковной Полноте. Показательно, что эти претензии, как правило, сочетаются у таких лжеревнителей не только с огульным осуждением Священноначалия и несогласных с ними клириков и мирян, но часто также с элементарной безграмотностью и с откровенной ложью.

Несомненно, одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Православием, являются тенденции маргинализации, проявляющиеся в разных формах, но базирующиеся на общем основании - эсхатологических страхах и стремлении к сектантскому изоляционизму, поборники которого хотели бы навязать его всей Русской Церкви. Фактически мы столкнулись с проблемой почти открытого противостояния некоторых представителей клира и мирян Священноначалию.

Печально сознавать, что эти настроения были поддержаны отдельными представителями епископата. Да, каждый архиерей может и призван предлагать волнующие его вопросы соборному обсуждению архипастырей. Однако в случаях, о которых идет речь, имела место неготовность к такому обсуждению при игнорировании Предстоятеля Церкви и всего сонма архиереев. Вместо этого использовались несвойственные церковному каноническому строю методы распространение "открытых писем" и тому подобных текстов, обращенных епископами за пределы своих епархий. Первосвятительский долг понуждает меня твердо напомнить всем и каждому: обсуждение непростых вопросов церковной жизни, которое велось, ведется и будет вестись, не должно вносить соблазнов в сердца верных, отталкивать от Церкви ее доброжелателей и вызывать злорадство у ее недругов.

Каждый архипастырь должен четко знать свои полномочия и действовать исключительно в границах своей юрисдикции. Нарушением принципа канонической ответственности архиерея является не только открытие храмов или рукоположение клириков вне пределов своей епархии, но и благословение им печатных изданий или деятельности общественных организаций на чужой территории, а также вопреки волеизъявлению высшей церковной власти.

Никто из православных христиан не вправе нарушать заповедь Евангелия о необходимости разрешения различных противоречий в церковном кругу и братском общении (см. Мф. 18, 15-17), без вынесения на суд "по обычаям мира сего" (Еф. 2, 2). Ибо, говоря словами Священного Писания, "мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1 Кор. 3, 19). Не случайно церковные каноны запрещают духовенству обращаться к суду лиц, не принадлежащих к Церкви (IV Всел. 9).

Однако мы встречаемся со случаями, когда вопреки древним церковным нормам происходит апелляция к общественному мнению, распространяются жалобы, сформулированные в соответствии с сугубо светскими принципами. Причем стремление к обнародованию своих воззрений, зачастую противоречащих решениям Архиерейских Соборов и Священного Синода, сочетается с малой активностью в решении внутриепархиальных проблем. Отмеченное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что подобные поступки имеют нецерковную мотивацию и являются скорее проявлением тщеславия, а не действительной заботы о церковном благополучии. Полагаю, что настоящий Собор призван дать таким действиям ясную и твердую оценку.

Возлюбленные собратья! Собираясь на Собор архипастырей, мы должны активно принимать участие в обсуждении вопросов, относящихся к жизни Церкви, и достигать единомыслия. Противопоставить вызовам, которые нынешний мир бросает церковному единству, можно только подлинное стояние в истине, соединенное с братолюбием и соборностью, которая предполагает открытое, искреннее, компетентное обсуждение любых проблем, разномыслий и частных мнений. Именно к такому обсуждению хотел бы призвать отцов Собора. Каждый архиерей должен воспринять соборное решение как свое собственное и с чувством благоговения принести его своей пастве, поделиться им с ней, дерзновенно повторяя вслед за апостолами: "Изволися Святому Духу и нам".


18. Межправославные отношения.

Ключевая для настоящего Собора тема единства Церкви весьма актуальна и в общеправославном измерении. Очевидно, что нынешний уровень межправославного взаимодействия оставляет желать лучшего. Разногласия во взаимоотношениях между отдельными Православными Церквами говорят о том, что, к сожалению, "дымное надмение мира" вопреки святоотеческим заветам вносится в Церковь Христову, "которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия" (Послание Африканского Собора к Келестину, Папе Римскому). Особенно опасные угрозы единству Церквей возникают тогда, когда некоторые из церковных деятелей под влиянием политических, националистических и иных факторов идут на прямое нарушение незыблемых норм межцерковных отношений, определенных священными канонами. Раны, нанесенные телу церковному посредством таких деяний, бывают весьма болезненными и долго не заживают. Приходится прилагать многотрудные усилия к их исцелению. Русская Православная Церковь делает для этого все возможное, заботясь о поддержании братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами и проявляя готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы.

Примером такого подхода являются отношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, которые складывались в межсоборный период не без осложнений. В 2006 году Священный Синод Константинопольской Церкви, не запросив подобающей отпускной грамоты и вообще без всяких консультаций со Священноначалием Московского Патриархата, принял в свою юрисдикцию бывшего епископа Сергиевского Василия, незадолго до того уволенного от управления Сурожской епархией, а также ряд клириков этой епархии. Священный Синод Русской Церкви расценил данный шаг как канонически неправомочный, небратский и создающий угрозу для православного единства. В направленном всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей заявлении Священного Синода было указано на крайнюю опасность применяемого Константинопольским Патриархатом нового толкования канонов, согласно которому любой архиерей или клирик, находящийся за пределами географических границ своей Поместной Церкви, может быть принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата без ведома рукоположивших его архиереев, без отпускной грамоты и помимо воли своего Священноначалия. Однако ради мира церковного Русская Православная Церковь согласилась по итогам проведенных впоследствии переговоров урегулировать эту проблему. Отпускные грамоты епископа Василия и последовавших вслед за ним клириков были направлены нами в Константинопольскую Патриархию.

В последнее время в отношениях двух Патриархатов вновь приобрел остроту эстонский церковный вопрос. Те соглашения, на которые в качестве крайней уступки ради предотвращения раскола православного мира пошла ранее Русская Церковь, доныне окончательно не исполнены константинопольской стороной, что осложняет дальнейшие труды по преодолению разделения между православными верующими в Эстонии. На протяжении всех последних лет представители Константинопольского Патриархата пытаются добиться на всеправославном уровне признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви, хотя к ней принадлежит не более одной восьмой части православных верующих этой страны. Ни одна Автокефальная Православная Церковь не сообщила нам официально о таком признании. Но настойчивые попытки добиться его "явочным порядком" омрачили проведение важных всеправославных мероприятий.

Так, в октябре прошлого года на заседании комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью без всякого предварительного согласования в число участников в качестве отдельной делегации были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата. А это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным продолжение работы в комиссии для делегации Московского Патриархата. Подобное может произойти и с участием Русской Православной Церкви в намеченной на будущую осень встрече Предстоятелей Православных Поместных Церквей в Стамбуле. С целью найти выход из сложившейся тяжелой ситуации, которая вредит православному свидетельству, были проведены переговоры между делегациями двух Патриархатов в Цюрихе в марте 2008 года. Но, по-видимому, путь к достижению согласия будет долгим и трудным.

В официальных заявлениях иерархов Константинопольского Патриархата по отношению к украинскому церковному вопросу неоднократно говорилось, что Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Владимиром, является единственной канонической Церковью Украины, и мы положительно оцениваем этот факт. Однако при посещении Украины представителями Константинопольской Церкви имели место действия, которые интерпретировались как оказание поддержки раскольническим группам, о чем на мартовских переговорах в Цюрихе была предупреждена константинопольская сторона. Такие действия вызывают у нас скорбь, потому что они наносят ущерб преодолению раскола.

Озабоченность вызывают также попытки Константинопольского Патриархата распространить свою церковную юрисдикцию на территорию Китайской Автономной Церкви. Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу была сформулирована в заявлении Священного Синода.

К сожалению, в последнее время вновь осложнились отношения с Румынской Православной Церковью в связи с уже упомянутым учреждением трех епархий в составе так называемой "Бессарабской митрополии". Священный Синод в заявлении от 7 ноября 2007 года выразил решительный протест против данного антиканонического деяния. Позиция Священного Синода была доведена до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. В полученных ответах выражена серьезная озабоченность в связи с ситуацией, которая возникла вследствие упомянутых действий Священноначалия Румынской Православной Церкви. В ноябре 2007 года в Болгарии состоялись переговоры между представителями Русской и Румынской Православных Церквей, направленные на разрешение возникшей проблемы. Пока переговорные усилия не приводят к желаемому результату, но мы будем продолжать диалог, цель которого разрешение вопроса о церковной ситуации в Республике Молдове в соответствии со священными канонами.

Отдельный вопрос представляет собой область взаимоотношений со старообрядцами, которая также имеет прямое отношение к главной теме нашего Собора теме о единстве Церкви. Преодоление последствий русского церковного раскола XVII века остается предметом нашего постоянного внимания. Об этом говорилось на всех Поместных и Архиерейских Соборах, начиная с Поместного Собора 1971 года, когда был принят акт о снятии клятв на старые обряды. Однако в последнее время атмосфера наших взаимоотношений с основными старообрядческими согласиями существенно улучшилась. Проводятся регулярные встречи и консультации с предстоятелями и представителями старообрядческих согласий, делегации старообрядцев участвовали во многих церковно-общественных форумах. Все это способствует развитию добрых взаимоотношений, в том числе на местном уровне.

Конечно, еще встречаются проявления нетерпимости. После столь длительного разделения не всегда легко находить общий язык. Но стремиться к этому нужно на благо нашего народа, ради утверждения общих для нас ценностей православной традиции. Мы не можем оставить вне нашего внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые сознательно стремятся к заповеданному Господом Иисусом Христом церковному единству при сохранении привычных для них обрядов и чинопоследований. Таким верующим надо идти навстречу для этого в Русской Православной Церкви имеются старообрядные приходы. И нет ничего вредного в стремлении глубже познать дух древнерусского литургического благочестия, не погрешая при этом против любви и единения в вере.


19. Межхристианские связи.

Русская Православная Церковь, руководствуясь принятыми Юбилейным Архиерейским Собором Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию, осуществляет диалог и взаимодействие с различными церквами и сообществами, считающими себя христианскими.

Так, мы продолжаем поддерживать отношения с Древними Восточными Церквами дохалкидонской традиции. Русская Православная Церковь участвует во всеправославном богословском диалоге с этими Церквами, ведет двусторонние собеседования с отдельными из них с Армянской Апостольской Церковью, а также с тремя дохалкидонскими Церквами Ближнего Востока: Коптской, Сирийской и армянским Католикосатом Великого Дома Киликии. Богословская тематика обсуждается в основном в рамках общеправославного диалога с Дохалкидонскими Церквами, в то время как на двусторонних собеседованиях рассматриваются церковно-исторические темы, а также вопросы, которые ставит перед христианством современность. Можно с удовлетворением признать, что по большинству этих вопросов точки зрения наших Церквей совпадают.

В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-Католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье.

Между тем, в повестке дня наших двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них вопрос о миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ. Для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Хотелось бы также увидеть долгожданный прогресс в вопросе об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство. К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия в большинстве случаев продолжают испытывать притеснения со стороны греко-католического окружения.

Представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году. Принятие итогового текста происходило в октябре 2007 года в Равенне без участия представителей Русской Православной Церкви, которые, как уже говорилось ранее, были вынуждены покинуть данную сессию диалога.

В сфере двусторонних контактов с зарубежным протестантизмом мы сохранили стабильные добрые отношения с нашими давними партнерами Евангелической Церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, результативные сессии богословского диалога с которыми прошли в 2005 и 2008 годах. Собеседования и совместная социальная работа с этими Церквами могли бы послужить примером во взаимоотношениях с инославными христианами.

В то же время за последние годы возникли новые трудности. К сожалению, в протестантском мире углубляется и расширяется тенденция отказа от основных нравственных принципов, заповеданных Евангелием Христовым и святыми апостолами. Известно, что в 2003 году наша Церковь приостановила взаимоотношения с Епископальной церковью в США в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. За истекший период в Церкви Англии и в некоторых других церквах Англиканского содружества множились случаи "благословения" однополых союзов и рукоположения лиц, открыто отрицающих принципы традиционной евангельской нравственности. В 2005 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение приостановить двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный синод которой постановил учредить официальный обряд благословения так называемого "зарегистрированного партнерства" однополых союзов. В 2007 году Церковь Норвегии на своем Соборе епископов приняла решение о возможности ординации людей, открыто декларирующих свою нетрадиционную ориентацию, если тот или иной епископ этого пожелает.

Контакты с инославными христианами в России и других странах нашей канонической территории являются важной составной частью межхристианского диалога. Необходимо отметить, что наши взгляды в отношении нравственности очень близки, и мы можем вырабатывать общие позиции в противостоянии аморализму. Особенно это касается сохранения традиционных семейных ценностей. Кроме того, большинство инославных конфессий в России готово к совместной работе в области церковно-государственных отношений. В то же время, как мы постоянно подчеркиваем, попытки прозелитизма со стороны многих протестантских объединений по-прежнему затрудняют наши взаимосвязи с ними. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые протестантские миссионеры осуществляют прозелитическую деятельность под видом благотворительности и анонимно, не называя свою конфессию.

Участие Русской Православной Церкви в деятельности таких международных христианских организаций, как Всемирный совет церквей (ВСЦ) и Конференция европейских церквей (КЕЦ), продолжает ставить немало вопросов, требующих дальнейшего осмысления. В частности, мы помним, что в 1990-е годы возникли сомнения в целесообразности дальнейшего православного участия во Всемирном совете церквей. Это привело к созданию Специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе ВСЦ. Между тем на данный момент времени мы считаем возможным продолжать контакты с межхристианскими организациями, видя свою главную задачу в свидетельстве об истине Православия и в проповеди традиционных евангельских ценностей перед лицом протестантского мира. В то же время мы можем наблюдать общность наших позиций со многими церквами членами ВСЦ и КЕЦ по вопросам экономической глобализации, умиротворению локальных конфликтов, сохранению окружающей среды и другим общественно значимым темам. Впрочем, будущее наших взаимоотношений с этими организациями зависит от их способности не становиться на позиции сил, пытающихся пересмотреть основы евангельской этики.


20. Взаимоотношения с нехристианскими религиями.

В нынешнем мире православные верующие и последователи других традиционных религий не могут не общаться, ибо живут в одном обществе. Христиане, иудеи, мусульмане, буддисты одинаково сталкиваются с напором антирелигиозного мировоззрения, претендующего на универсальность и стремящегося подчинить себе все сферы общественной жизни, а также с попытками утвердить "новую мораль", вступающую в противоречие с традиционными нравственными нормами.

За прошедшие четыре года межрелигиозное сотрудничество в Российской Федерации продолжало осуществляться в рамках Межрелигиозного совета России. Существует и Межрелигиозный совет СНГ. Данные органы помогают решать вопросы в сфере церковно-государственных отношений и развивать церковно-общественные связи, формировать у молодежи уважительное отношение к людям разных национальностей и культур.

В последнее десятилетие мировое сообщество крайне обеспокоено проблемами социальной напряженности, экстремизма и террористической угрозы. Для обсуждения этих вопросов представителями традиционных религий в 2006 году в Москве был проведен Всемирный саммит религиозных лидеров, в котором приняли участие Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы и высокие представители христианских, мусульманских, иудейских, буддистских и других религиозных общин из 49 стран мира.

Наша Церковь ведет устойчивый диалог с религиозными лидерами ислама. Однако нас не могут не заботить высказывания отдельных представителей мусульманского сообщества, со стороны которых иногда раздаются призывы ограничить возможность православных христиан влиять на общественные процессы, получать знания о своей религиозной традиции в государственной школе, иметь доступ к пастырскому окормлению в армии. В большинстве своем подобные заявления, к счастью, не приводят к кардинальному ухудшению наших отношений, однако игнорировать их все же нельзя.

Продолжались контакты с представителями иудаизма и буддизма. При этом мы не могли не заметить, что со стороны отдельных представителей иудейского сообщества также раздавались заявления, которые не могут не вызывать озабоченности нашей Церкви. Например, говорилось, что в России источниками антисемитизма якобы остаются Церковь и христианская теология. Вызывает озабоченность и позиция некоторых еврейских общин по вопросу преподавания в школах Основ православной культуры и основ культуры других религий.

Подытоживая, можно сказать, что конструктивные взаимоотношения между традиционными религиями в России и большинстве других стран СНГ, а также многовековой опыт нашего общения и соработничества не только получили положительную оценку общества на национальном уровне, но и повлияли на ход международного межрелигиозного диалога.

21. Цели и задачи.

Возлюбленные собратья-архипастыри! В заключение своего доклада считаю необходимым определить основные цели и задачи, стоящие перед нами в ближайшие годы. В первую очередь нам нужно озаботиться упрочением единства Русской Церкви, вопреки всем проблемам, с которыми мы сталкиваемся при осуществлении церковного служения. Нам следует направлять самые серьезные усилия на совершенствование межправославных связей и на преодоление тех разногласий, которые порой возникают между братскими Поместными Церквами.

Важным направлением нашей деятельности должно стать укрепление взаимодействия между различными общецерковными и епархиальными структурами, приходами и монастырями, а также развитие соработничества епископов с клиром и паствой. Нужно уделить сугубое внимание развитию системы и совершенствованию религиозного и богословского образования, увеличению роли духовных школ.

Следует развивать взаимодействие Церкви с государством и гражданским обществом, в том числе и в сфере совершенствования законодательства, чтобы достичь более высокого уровня сотрудничества в социальной сфере. Необходимо инициировать процесс получения государственной поддержки церковных проектов, направленных на разрешение насущных социальных проблем, существующих в наших обществах. Не теряющим остроты остается вопрос о государственном признании дипломов духовных школ и присваиваемых ими ученых степеней.

Надеюсь также, что в ближайшие годы нам удастся достичь значительных успехов по приобщению молодого поколения наших сограждан, обучающихся в общеобразовательных школах, к основам православной культуры. Наконец, предельно актуальными остаются задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян, работы с молодежью.

Желаю всем вам, возлюбленные о Господе братья, помощи Божией в трудах и плодотворной работы на Соборе, уповая, что в нашей жизни исполнятся слова святого апостола Павла: "Бог+ терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 15, 5-6).


24 июня 2008 г.