Интервью
|
 |
|
13 января 2010 года, 22:40Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
Одним из решений последнего Священного Синода стала смена наместника Донского ставропигиального монастыря Москвы. Новым наместником стал новопоставленный викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл, известный как потомственный священник и ревнитель духовного образования (в свое время он поднимал Нижегородскую семинарию). В интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Кириллу Фролову владыка поделился планами превращения обители в миссионерский и просветительский центр.
- Ваше Преосвященство, каковы Ваши планы по развитию Донского монастыря?
- Для меня назначение наместником Донского монастыря - чрезвычайно ответственно. Это святыня общенационального значения. Во-первых, это исторический центр сопротивления воинствующему безбожию и политическому антихристианству: здесь был "штаб" святого патриарха Тихона, в котором этот великий святитель боролся за будущее Церкви, с политикой ее уничтожения, в том числе путем эскалации расколов и разделений. Показательно, что в самые тяжелые для Церкви времена, вопреки гонениям, святитель Тихон организовывал миссионерскую жизнь - это и знаменитое московское межприходское братство, и пастырская деятельность новомучеников Российских - отцов Сергия и Алексия Мечёвых, и студенческие кружки новомученика отца Владимира Амбарцумова, диспуты с безбожниками великого сподвижника патриарха Тихона священноисповедника архиепископа Илариона (Троицкого). Я считаю, что этот опыт жизни и миссии Церкви в условиях гонений, борьбы с безбожием должен быть осмыслен, а в Донском монастыре должен быть создан музей святого патриарха Тихона, новомучеников Российских, музей православного исповедничества. Это должен быть не только музей подвига новомучеников и миссионеров, благовествовавших в крайне неблагоприятных условиях, но и музей, где в документах могут быть показаны технологии, механизмы борьбы с Церковью. Эти уроки мы должны выучить наизусть.
Кроме того, в Донском монастыре похоронены выдающиеся исторические и общественные деятели России - писатели Иван Шмелев и Александр Солженицын, выдающийся русский философ и политолог Иван Ильин, лидеры Белого движения Антон Деникин и Владимир Каппель. Это же мемориал русской национальной славы, культуры, исторической памяти! Поэтому логично создать в Донском монастыре общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. Вообще давно пора создавать православные экскурсионные бюро. У могил генералов Деникина и Каппеля логично проводить военные присяги, у могил Ильина и Солженицына - уроки истории. Наша обитель должна стать, таким образом, местом паломничества для школьников, студентов и интеллигенции.
Наследие захороненных в Донском монастыре выдающихся представителей русской мысли более чем актуально сейчас. Например, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне очень важно наследие генерала Антона Ивановича Деникина - белого генерала, справедливо обличавшего безбожный коммунистический режим, человека, который в период Великой Отечественной занял недвусмысленную патриотическую позицию, исходя из того, что перед лицом нацистской оккупации может быть только одна русская армия (на тот момент - советская). Таким образом, фигура Антона Деникина - это и альтернатива фигуре предателя Власова, и альтернатива попыткам реабилитации тоталитарного большевизма, ибо Победа нашего народа в Великой Отечественной войне была одержана не благодаря, а вопреки ему.
Из творчества Солженицына мы извлекаем уроки жизни не по лжи, христианской ответственности русской литературы и православной, основанной на нравственном законе, историософии. Иван Шмелев - это писатель-миссионер, певец православной русской культуры. Иван Ильин - это идеолог православной, национально ответственной интеллектуальной элиты и политического класса. Такая элита, такой класс и необходимы сегодня России.
Таким образом, урок истории или православной культуры, проведенный для школьников и студентов в Донском монастыре, экскурсия для людей пока еще не воцерковленных могут открыть людям целый мир смысла и жизненных задач, изменить человека в лучшую сторону.
Мы уже говорили о православном экскурсоводчестве для светских людей. Вот, например, при московских вокзалах открыты храмы. Там и можно собирать такие экскурсии: приехал человек из Владивостока - и за несколько часов в Москве открыл для себя святыни и наследие великих людей России.
- Ваше прошлое послушание также не было простым - это наместничество в легендарной Саровской пустыни, находящейся на территории федерального ядерного центра. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Да, действительно, я нес ответственное послушание в монастыре, основанном преподобным Серафимом. Находясь там, невозможно не согласиться с теми, кто видит промысел Божий в том, что федеральный ядерный центр находится там, где подвизался великий святой. Промысел в единении веры и знания. Ведь принципиально, в чьих руках находятся плоды научных открытий, которые могут как помочь человечеству, так и уничтожить его. Принципиально и нравственное состояние ученого, способного к прорывным научным достижениям, - он, как никто другой, представляет последствия своей работы. Очень важна именно церковная поддержка и осмысление крайне важного процесса модернизации России. Наша страна должна сохранить и преумножить статус передовой научной державы, создать конкурентоспособную инновационную "экономику знаний". Но эти знания, эти технологии должны служить истине и добру. Даже такое "недоброе", страшное оружие, как ядерное, может и должно служить добру, сдерживая тех, кто хотел бы беззаконно "поруководить" всем миром, террористов и политических авантюристов разных мастей, высокопоставленных носителей человеконенавистнических идеологий и так далее. Поэтому диалог Церкви и фундаментальной науки принципиально важен, и Саров как центр монашеского подвига и подвига научного, естественно, должен быть одним из центров такого диалога.
- Донской монастырь находится в центре Москвы. Как это влияет на его жизнь?
- Надо отдавать себе отчет в том, что монастырь, находящийся в Москве, должен быть монастырем именно миссионерским. Мы обязаны не только жизнью, но и словом свидетельствовать об истине православия, объяснять людям все - и смысл церковных таинств и богослужений, и монашеского аскетического идеала. Это надо делать как в стенах обители (поэтому один из храмов Донского монастыря станет катехизаторским - здесь будут совершаться крещения, венчания для мирян, ведь мы находимся в центре огромного жилого района), так и за их пределами - рядом с Донским монастырем множество школ, несколько вузов, больниц, детских садов, телецентр на Шаболовке. В прошлое воскресенье, 10 января, в монастыре была открыта школа катехизации для взрослых. На первое занятие пришло 60 человек. Я сам провел первую встречу и по возможности буду проводить последующие. В этом будет участвовать и братия монастыря.
11 января у меня состоялась встреча с руководством Академии управления МВД РФ, и была достигнута договоренность о моих встречах со слушателями академии на тему деятельности Православной церкви, об основах православного вероучения и взаимоотношениях Православной церкви и представителей других религий и конфессий на территории России.
Слова святителя Илариона (Троицкого) о том, что "нам не отсидеться за стенами наших монастырей и духовных школ", напрямую относятся к московским монастырям, в том числе и к нашему.
- Что бы Вы пожелали читателям портала "Интерфакс-Религия"?
- Во-первых, я хотел бы поздравить коллектив "Интерфакс-Религия" с пятилетием. Это издание всегда на переднем краю борьбы за Русскую церковь, за активизацию ее миссионерского и общественного служения. Я поздравляю коллектив портала и всех читателей с Рождеством Христовым, желаю рождественской радости в подлинном ее значении как празднуемом с Церковью через участие в ее удивительных, спасающих и преображающих таинствах. И, конечно же, приглашаю к нам в Донской монастырь, к его великим святыням.
|