2005-12-07 12:09:00

Переписка митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с представителями Совета муфтиев России в связи с выходом брошюры В.Полосина

Председателю Совета муфтиев России муфтию шейху Равилю Гайнутдину


Уважаемый муфтий!

Летом 2000 года научно-издательский центр "Ладомир" выпустил брошюру политического советника Председателя совета муфтиев России Вячеслава-Али Полосина "Манифест новой России: третий путь - прямой". В данном сочинении содержится в высшей степени оскорбительные характеристики Святой Троицы, Господа Иисуса Христа и православного христианства в целом. Идеи, высказываемые бывшим заштатным клириком Калужской епархии Русской Православной Церкви, ныне являющегося официальным представителем Совета муфтиев России, входит в явное противоречие с декларируемыми Советом муфтиев России принципами взаимополезного сотрудничества и добрососедства в отношении православной общины страны и вызывают наше серьезное беспокойство.

Хотелось бы также напомнить, что некорректное освещение темы принятия ислама этнически православными людьми и активная реклама новообращенных противоречат базовым принципам межрелигиозного диалога и создают значительное напряжение в сфере христианско-мусульманских взаимоотношений.

Настоящим просил бы Вас дать оценку данным фактам, существенно осложняющим православно-мусульманские отношения и ставящим их под угрозу.

С уважением,

председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата,
митрополит Смоленский и Калининградский
КИРИЛЛ
исх. №198
24 января 2002 г.




Председателю Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополиту Смоленскому и Калининградскому
Кириллу



Ваше Высокопреосвященство!
Мир Вам и Вашим близким!

Свидетельствуя свое высокое уважение к Вам, прошу принять слова благодарности за внимание к нашим проблемам. В ответ на Ваше письмо по поручению Совета муфтиев России ставлю Вас в известность, что должности "политический советник Председателя Совета муфтиев России" у нас не существует. Есть "советник Совета муфтиев России", который может официально выступать от имени Совета и при соответствующем свидетельстве об этом.

Брошюра Али Вячеслава Полосина "Манифест новой России: третий путь - прямой" не является изданием Совета муфтиев России. При указании фамилии автора нет каких-либо ссылок на его отношение к Совету муфтиев России, что является свидетельством того, что в этой публикации автор выступает не от имени Совета, а как частное лицо, как верующий гражданин, и именно в таком качестве рассказывает о тех аргументах, которые привели лично его к пониманию, почему Ислам является высшей Истиной. Таким образом, указанная брошюра отражает личный взгляд новообратившегося мусульманина на его жизненный путь и религиозный опыт. Али Полосин предлагает читателю основной вывод: необходимы равноправные добрососедские отношения мусульман и православных христиан, а также высказывает обязательное для всех мусульман глубокое почтение к Иисусу Христу (мир ему и благословение Аллаха).

Негативные оценки тех или иных этапов российской истории и анализ их причин присутствуют в любом издании на подобные темы - сколько авторов, столько и позиций. Мы с интересом наблюдаем столкновение таких позиций на съездах Всемирного русского народного собора, в изданиях многих официальных православных организаций, в жестких диспутах между христианами разных конфессий. Это естественно: общество пытается осмыслить свое прошлое и найти наиболее верный путь в будущее, люди ищут, спорят, отстаивают свои точки зрения и критикуют иные. Новообратившиеся мусульмане - такие же граждане, как и все остальные, и имеют такое же право на свободу слова.

Общемусульманской точки зрения на социально-политическое будущее нашей страны нет: это не канонический, а гражданский вопрос, и мусульманин, как и каждый гражданин России, вправе высказывать свои суждения в границах своей веры, которые для мусульман установлены Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Со слов Али Полосина, это издание является теоретическим ответом на высказывания об исламе действующего иерарха Русской православной церкви епископа Константина Тихвинского, а также на аналогичные высказывания недавно причисленного к лику "святых учителей православной церкви" епископа Игнатия Брянчанинова, в которых в резкой форме искажаются основные исламские ценности и отвергается возможность добрососедского сосуществования православия и ислама.

Указанная брошюра адресована не православному читателю, а мусульманам, что явствует уже из обложки, и потому несогласие людей, исповедующих немусульманские убеждения, с какими-либо богословскими трактовками автора брошюры не может рассматриваться как оскорбление чьих-то религиозных чувств, ибо в противном случае каждый мог бы называть "оскорблением" все иные религии и всех инаковерующих только в силу их наличия. Мы полагаем, что веротерпимость выражается в том, чтобы не пытаться запретить иную, отличную от своей, точку зрения на объекты религиозного поклонения и исторические судьбы страны, а признавать их как данность многополярного мира.

Мы понимаем, что ситуация, связанная с сознательным принятием Ислама бывшими христианами, а тем более - бывшими профессиональными служителями церкви, вызывает у ряда их бывших коллег и начальников психологически болезненную реакцию, которая проецируется на любые слова и поступки новообратившихся мусульман, включая их рассказы о своем пути в Ислам. - Ведь человек, пришедший к принятию другой религии, до этого неизбежно должен был разочароваться в каких-то прежних постулатах и объектах поклонения. Однако полагаем, что чувства такого рода не должны брать верх над разумом и не могут служить основанием для попыток преследования человека, оскорбления его чести и достоинства, лишения его права на свободу слова и свободу распространения своих убеждений в обществе. Тем не менее, учитывая этот психологический аспект, руководство Совета муфтиев России не привлекает д-ра Али Вячеслава Полосина, пользующегося авторитетом и поддержкой широких слоев мусульман, к контактам с его бывшими коллегами и не выдвигает его на должности в Межрелигиозном совете России.

Цель православно-мусульманского диалога мы видим в том. чтобы укреплять взаимное доверие и распространять наше уважение не только на тех, кто с детства воспитан в какой-либо традиции, но и на случаи свободного выбора каждым своей веры. Мы против прозелитизма, т. е. целенаправленной политики переманивания верующих из другой религии, но если выбор сделан свободно, без принуждения и мер психологического воздействия, он должен признаваться.

Полагаем, что "напряжение в сфере христианско-мусульманских взаимоотношений" возникало и возникает не вследствие "рекламы новообращенных", что естественно для любой религии, включая и православие: многие лица из числа мусульман, принявшие православие, причислены к лику святых, мы видим "рекламу" "кряшенов" и торжественные презентации Библии на татарском языке в Казани и в Москве, православных священников-татар, проповедующих на татарском языке. Напряжение возникает в результате попыток прозелитизма среди широких слоев верующих другой религии.

Отношение мусульман к христианству в целом и к православию официально выражено во многих документах Совета муфтиев России, выступлениях его Председателя Муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Суть этого отношения -добрососедство, взаимное уважение и уважение позиции друг друга, конструктивный диалог, сотрудничество в социальных вопросах. От этого Совет муфтиев России никогда не отказывался и не отказывается.

Богословские споры имеют место уже 1400 лет, однако роль религиозных лидеров видится нам не в том, чтобы им лично участвовать в религиозной полемике, а в том, чтобы, оставив эту полемику за рамками своей высокой ответственности за судьбы многомиллионной паствы, нести людям идеалы нравственного просвещения, готовности служить ближним и дальним, патриотизма.

Полагаем, что чувства личной неприязни, мести или обиды по отношению к бывшим единоверцам не могут быть противопоставлены необходимости нести великую миссию возрождения духовности, достижения национального единства нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.

Мы все хотим, чтобы наша единая Родина была родной для каждого россиянина, независимо от его веры и национальной принадлежности. На этой объединяющей нас основе мы не видим никаких объективных оснований для осложнения наших межрелигиозных отношений.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Сопредседатель Совета муфтиев России,
имам Духовного управления мусульман Поволжья
муфтий Саратовской области
Мукаддас Хазрат Бибарсов
исх. №057-СМ
13 февраля 2002 г.



Опубликовано в 2002 году в пилотном номере "Независимого религиозного обозрения"