2006-09-29 15:54:00

Доклад главного раввина России Берла Лазара на IV сессии форума "Диалог цивилизаций"

Дорогие друзья!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов форума за то, что им удалось собрать в одном зале такую представительную аудиторию – авторитетных политиков, духовных лидеров, деятелей культуры из 62 стран мира. Особая благодарность господину Якунину, возглавившему работу по подготовке этой встречи. Не скрою, мне очень приятно, что инициатива проведения международного форума "Диалог цивилизаций" исходит из нашей страны. Ведь Россия многоконфессиональная страна, у нас накоплен большой позитивный опыт взаимоотношения народов и религий. В частности, что касается религиозных лидеров и общин верующих – мы можем гордиться тем, что не просто проявляем терпимость по отношению друг к другу, но действительно помогаем друг другу в практических делах, вместе противостоим тем угрозам и вызовам, которые появились в последние десятилетия во всем мире. В том числе, разумеется, мы стараемся совместно решать и проблему цивилизационного вызова. Хотел бы в своем выступлении остановиться на нескольких моментах, которые мы в России почувствовали особенно глубоко и решению которых придаем особое значение.

Прежде всего, это проблема коммуникации и необходимости понять побудительные мотивы другого. Есть такая еврейская притча: известный раввин обращается к прихожанам в синагоге, а в первом ряду сидит человек и все время что-то говорит на ухо своему соседу. Сначала раввин думает: "Вот сейчас прервусь и попрошу его замолчать". Потом говорит себе: "Прервусь и потребую, чтобы этот болтун покинул зал". Наконец, уже еле сдерживаясь: "Прервусь и попрошу, чтобы этого человека никогда больше не пускали в синагогу"! Но все-таки он продолжал речь, чтобы не портить впечатление для всей аудитории. И лишь после того, как закончил свое выступление, подошел к тому человеку и попросил объясниться. А тот сказал вот что: "Уважаемый раввин, вы так интересно говорили, что я не мог позволить, чтобы мой сосед не понял ваших мыслей. Он иностранец, не понимает по-нашему, пришлось переводить ему слово в слово"...

Вот в этом, как мне представляется, наша самая главная проблема. Мы делаем выводы из слов других людей, порой не до конца понимая культурный, исторический, цивилизационный фон сказанного. Для истинно верующего человека аксиомой является то, что все мы созданы Б-гом – и, поскольку Б-г есть воплощение всего добра во вселенной, человеку свойственно стремиться к добру. Но на стадии коммуникации происходит сбой – другие люди зачастую неверно понимают то, что мы говорим. Отсюда взаимное отчуждение, расколы, вражда.

Можно ли вообще преодолеть коммуникационный барьер, коль скоро люди все равно думают на разных языках и порой вкладывают в одно и то же понятие совершенно разные смыслы? Я бы хотел здесь напомнить очень плодотворное замечание, которое сделал в своем выступлении г-н Якунин – я имею в виду его слова о том, что в каждом народе так или иначе присутствуют все те идеи, которые есть во всех цивилизациях. Мы в России хорошо усвоили это – именно в силу исторических особенностей нашего развития, в силу того, что наше государство всегда было многонациональным, а народы России изначально принадлежали к разным цивилизациям. То, что мы в таком виде мирно живем бок о бок и, с Б-жьей помощью, так будем жить и впредь – по сути говорит о том, что, при всем многообразии форм и внешних проявлений, цивилизация едина. Как сказано в Талмуде: "Б-г вложил весь мир в сердца людей", внутри каждого из нас есть все, что можно найти во всем мире.

Проблема взаимного непонимания – одна из самых старых проблем человечества. Все вы знаете историю о том, что два сына Первого человека, Адама, враждовали вплоть до того, что один убил другого. А ведь им делить было нечего – места в мире явно хватало обоим! Но эта проблема решаема – хотя бы потому, что человеческий род до сих пор существует. Вопрос в том, что можем и должны сделать мы, собравшиеся в этом зале, чтобы внести достойный вклад в ее решение.

Расскажу еще одну историю. Жил на свете праведный человек – до того праведный, что однажды к нему пришел ангел и объявил, что за его добрые дела Б-г готов выполнить любое его желание. "Покажите мне ад и рай", попросил праведник. Ангел взял его за руку и отвел в роскошный зал, где стояли столы, сплошь уставленные самыми изысканными блюдами, только столовых приборов нет. Это рай? – спросил праведник. Это ад, ответил ангел, вот сейчас увидишь, что будет. И тут входят слуги и раздают людям, находящимся в зале, огромные вилки, каждая в полтора метра длиной! Подхватить кушанье с блюда такой вилкой можно, а вот донести это кушанье до рта ни у кого из сидящих за столами не получается...

Тут ангел взял праведника за руку и провел в соседний зал – точно такой же. Так же столы ломятся от угощения, так же слуги раздают длинные-предлинные вилки. А это рай, говорит ангел – и видит праведник, что люди, приглашенные на трапезу, нашли простое решение: каждый нацепляет еду с тарелки на вилку и протягивает кушанье соседу, сидящему на противоположной стороне стола! Разница между адом и раем не во внешних условиях, а внутри человека, объяснил ангел. В аду сидят такие, что им лучше самим умереть с голоду, лишь бы другому не дать!

Вот именно это мы, представители религиозного сообщества, и должны объяснять людям в своих общинах. Наш долг сегодня – учить единоверцев, прежде всего молодое поколение, что судьба у людей одна, что все мы зависим друг от друга, и как ты поведешь себя по отношению к другому, так и к тебе другие будут относиться.

Все религии, которые представлены на форуме, включают базисный принцип: "Возлюби ближнего как самого себя". А что это значит? Это значит, в первую очередь – пойми ближнего! Ведь человек любит самого себя именно потому, что он понимает собственные побудительные причины. Про себя он всегда знает, что хотел сделать "как лучше". Заповедь любви к ближнему означает, что ты не должен сразу осуждать другого человека, даже если его слова тебя возмутили или обидели. Ты должен сперва поставить себя на его место, понять его логику, его ментальность, исторический и общекультурный контекст сказанного. Только так ты можешь осознать, что думают другие люди и каковы их намерения по отношению к тебе. Отказываясь понимать другого человека, другую культуру, другой народ, мы сами причиняем себе ущерб.

Конкретный пример из событий недавних дней: ожесточенные споры вокруг выступления Папы Бенедикта XVI-го. Если вчитаться в его слова, не выдирая их из контекста, становится совершенно ясно, что он совершенно не имел в виду как-то оскорбить ислам. Демонстрации протеста, тем более погромы на палестинских территориях и убийство католической монахини в Сомали – это типичный пример не просто неадекватной реакции, но прежде всего нежелания понять другого. А с другой стороны – печально известный инцидент с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в ряде западноевропейских газет не может восприниматься иначе как нежелание понять религиозные чувства мусульман, особенности их культуры и исторически обусловленной ментальности. То же самое нежелание понять, которое всегда приводит к вражде.

В этом контексте мне хотелось бы воспользоваться возможностью, чтобы поблагодарить представителя Ирана аятоллу аль-Тазхири за его выступление здесь на пресс-конференции. Когда его спросили, как он относится к публикации рядом иранских газет антисемитских карикатур на тему Холокоста, он не стал оправдывать организаторов этой провокации тем, что они, дескать, «отомстили» за карикатуры на Мухаммеда. Он прямым текстом сказал, что осуждает их, поскольку эти журналисты оскорбили верующих. Вот позиция, которой все мы должны следовать, каждый у себя дома, чтобы учить людей уважать традиции ближнего, его веру, культуру, историю и духовность.

В заключение позволю себе привести историю о двух братьях, сыновьях знаменитого раввина. Старший был высокий, младший низенький. Однажды младший вырыл яму и попросил брата спуститься в нее, а сам позвал отца и радостно закричал: "Папа, смотри, я стал выше"! На что отец ему ответил: "Если хочешь быть выше - залезь на дерево, на лестницу, но никогда не унижай своего брата". Это история из жизни, но в то же время аллегория о Б-ге и человеке. Наш небесный Отец радуется, когда мы возвышаемся. Но ничто не огорчает его больше, чем попытки человека возвыситься, унизив другого. Пусть каждая страна постарается стать лучше другой, но - честными способами: пусть наращивает мускулы в экономике, пусть преуспеет в понимании других народов, и тогда мы вместе сумеем преобразовать весь мир.


Родос, 28 сентября 2006 г.