2019-07-15 10:56:00

Митрополит Иларион не считает сегодняшнюю Россию "третьим Римом"

Москва. 15 июля. ИНТЕРФАКС - Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион считает, что давняя концепция "Москва - третий Рим" устарела и не может быть отнесена к России наших дней.

"Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад, которые отражали определенную историческую реальность, но которые вряд ли применимы к сегодняшней реальности", - заявил митрополит в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24".

Он пояснил, что сегодня абсолютное большинство россиян уже не являются воцерковленными людьми, и перед Церковью стоит "очень большая миссионерская задача" - людей, считающих себя православными христианами, но не являющихся таковыми, сделать по-настоящему воцерковленными.

"Я думаю, что это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о "третьем Риме", о роли Москвы как центра христианства", - заявил митрополит Иларион.

При этом, по его словам, для всех, кто приезжает в Москву и вообще в Россию, очевидно, что Россия - это страна с очень глубокими христианскими корнями.

"Причем для нас христианство - это не феномен прошлого, это феномен настоящего и это основа для будущего, - отметил иерарх. - Если мы зайдем в храм Христа Спасителя или в любой другой православный храм на большой праздник, мы увидим, сколько людей собирается в храмах на богослужения. Но это тем не менее не повод для какого-то триумфализма и не повод для создания геополитических теорий, которые могут при определенном дуновении ветра рассыпаться как карточный домик".

Теория "Москва - третий Рим" появилась после падения Константинополя и в период возвышения Московского княжества, она служила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России того времени. Наиболее авторитетной и популярной считается версия о том, что впервые концепция "Москва - третий Рим" была явно сформулирована в 1523-1524 гг. старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в формуле: "Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать".