2008-10-14 11:23:00

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": "Патриархальный спор. "Эстонский вопрос" едва не омрачил встречу глав православных церквей"

Встреча глав поместных православных церквей, которая прошла в минувшие выходные в Стамбуле, имела целью продемонстрировать единство мнений патриархов и митрополитов по поводу пресловутых "вызовов современного мира" (что и было выражено в итоговом документе, под которым предстоятели церквей поставили свои подписи в воскресенье). Но, пожалуй, у этой встречи, приуроченной к двухтысячелетнему юбилею святого апостола Павла, было еще одно, не менее важное последствие, касающееся отношений одного из старейших православных патриархатов - Константинопольского и крупнейшего - Русского.

Присутствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на стамбульском соборе православных иерархов до последнего момента было под вопросом. Недовольство РПЦ вызвал тот факт, что "принимающая сторона" включила в число участников встречи митрополита Стефана, главу Эстонской апостольской церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ), которую в Москве не признают и считают раскольничьей. Кроме того, в субботу стало известно о том, что Русская православная церковь приостановила свое членство в Конференции европейских церквей (КЕЦ) - организации, объединяющей более 120 православных, старокатолических и протестантских церквей Старого Света. Причина та же - "эстонский вопрос".

На заседании КЕЦ, проходившем в кипрском городе Протарос, стало известно о том, что организация включила в число своих членов Эстонскую церковь Константинопольского патриархата, в то время как заявка Эстонской православной церкви МП была отклонена. "Речь идет не о выходе из КЕЦ, а о временном приостановлении членства, которое может быть возобновлено при определенных условиях", - подчеркнул в беседе с корреспондентом "Времени новостей" секретарь по межхристианским связям отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Выжанов. Важнейшим условием, по словам о. Игоря, является принятие в эту организацию в полном объеме ЭПЦ МП, которая объединяет большинство православных верующих Эстонии. "Мы не предлагаем вытурить оттуда ЭАПЦ, но настаиваем на разрешении Эстонской церкви Московского патриархата полноценно участвовать в работе конференции. На наш взгляд, это справедливо", - выразил точку зрения Русской церкви секретарь по межхристианским связям ОВЦС.

Эстонский канонический спор остается неразрешенным более полутора десятков лет. После того как в 1991 году распался Советский Союз и Эстония вновь обрела независимость, у части тамошнего православного клира (напомним, православие исповедует большая часть русскоязычных граждан и "неграждан" Эстонии - а это более 25% населения) возникла идея восстановить свою поместную церковь, существовавшую до 1941 года. "Церковным сепаратистам" удалось заручиться поддержкой Константинополя, и 22 февраля 1996 года Священный синод Вселенского патриархата учредил Эстонскую апостольскую православную церковь, которая канонически подчиняется Константинополю. Реакция священноначалия РПЦ была негативной и резкой - вплоть до того, что патриарх Алексий II распорядился не поминать имя патриарха Варфоломея во время литургий.

Впоследствии после неоднократных переговоров между Москвой и Фанаром (так иногда именуют Константинопольскую патриархию, по названию стамбульского района, где издревле находится резиденция главы церкви) была достигнута договоренность о том, что в Эстонии могут сосуществовать две православные юрисдикции, а приходы получают право определять, к какой из церквей они принадлежат. В результате сложилась парадоксальная ситуация: "константинопольская" Эстонская церковь насчитывает 54 прихода и всего около 7 тыс. прихожан, а ЭПЦ Московского патриархата объединяет около 100 тыс. верующих, притом, что приходов у нее осталось почти вдвое меньше - около 30.

Хотя острота вопроса снята, РПЦ продолжает оспаривать каноническую законность действий Константинополя на территории, которую Московский патриархат считает своей. Из-за этих разногласий делегация РПЦ не участвовала в некоторых предыдущих межцерковных мероприятиях, проходивших под эгидой Константинопольского патриархата - например, Русская церковь была вынуждена отказаться от участия в проходившем в прошлом году заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками.

Накануне открытия Всеправославного совещания Вселенская патриархия сообщила о том, что в Стамбул наряду с другими патриархами и митрополитами прибудет Стефан (Хараламбидес), митрополит Таллина и всея Эстонии "по версии Константинополя". В то же время в списке делегации РПЦ, которую возглавлял патриарх Алексий II, присутствовал Корнилий (Якобс), митрополит Таллинский и всея Эстонии Московского патриархата. Еще 3 июня Алексий II в письме патриарху Варфоломею выразил надежду, что Константинопольская церковь все же учтет точку зрения МП. После долгих переговоров предстоятели двух церквей пришли к компромиссу. Право подписания итоговой декларации собора предоставили только тем главам поместных православных церквей, чей статус никем не подвергается сомнению (таким образом "путь был заказан" также и самозваному Киевскому патриарху Филарету).

Завершившийся в выходные визит в Стамбул был уже третьим по счету для патриарха Алексия II в качестве предстоятеля Русской православной церкви. На сей раз он принял участие в божественной литургии, которая прошла в воскресенье стамбульском храме Георгия Победоносца и в которой сослужили главы и представители всех поместных православных церквей. Это богослужение стало кульминацией встречи, итогом которой явилось совместное заявление православных иерархов.

"Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры, - в частности говорится в этом документе. - Таким образом, их величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира". По мнению предстоятелей церквей, общей тенденцией во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. В послании утверждается, что "принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа". Главы церквей упомянули и нынешний мировой экономический кризис, ставший, по их словам, результатом "извращенной экономической деятельности", вследствие чего "разрастается пропасть между богатыми и бедными". В целом же, постановили патриархи, отношение православия к проблемам современного мира должно быть продолжено в будущем году - помимо этого, следующее всецерковное совещание решено посвятить "вопросу продолжения подготовки Святого и Великого собора".


Михаил МОШКИН
14 октября 2008 г.