Документы
|
 |
|
10 ноября 2011 года, 17:28 Резолюция научно-практического семинара "Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи"
На сегодняшний день общество и государство понимают, что наряду со светским образованием для подрастающего поколения россиян желательны духовные знания, которые требуют такой же поддержки и внимания, как и российская система начального, среднего и высшего образования. В этой связи особенно вопрос о поддержке отечественной системы религиозного образования со стороны государства встает остро, когда молодежь предпочитает получать духовные знания не в своей стране, а в зарубежных странах. Это не только говорит о качестве российского религиозного образования, но и касается уже непосредственно проблемы духовной безопасности страны как составной части национальной безопасности российского государства, поскольку получение зарубежного религиозного образования означает перенятие ценностей и мировоззренческих установок чужой культуры, не имеющей такого богатого опыта мирного сосуществования народов разных конфессий, который есть в России.
Научно-практический семинар "Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи", прошедший 9 ноября 2011 года в Казани, стал местом обсуждения актуальных проблем современного религиозного образования в России, религиоведения, молодежной политики. В семинаре приняли участие ученые, преподаватели вузов, представители духовенства, общественные и государственные деятели из разных регионов нашей страны, что свидетельствует о всероссийском масштабе поднимаемых на прошедшем мероприятии проблем, важных для всего российского государства. Философско-теоретическое и историко-религиоведческое осмысление опыта развития религиозного образования в России за последние двадцать лет постсоветского периода позволяют сделать вывод о том, что сегодня создана полноценная система духовного образования от начальных приходских курсов до религиозных университетов и академий, что означает возможность подготавливать кадры духовенства в России, не прибегая к необходимости их отправки в зарубежные учебные центры. В тоже время сегодня приходится констатировать печальную ситуацию, когда отдельные выпускники иностранных религиозных учебных заведений, возвращаясь на Родину, становятся проводниками экстремизма и нетрадиционных для коренных народов России религиозных форм радикального толка. Фактически российское общество и государство сталкивается с попыткой замены ценностей исторически присущих народам страны религиозных течений на агрессивную и имеющую конфликтный потенциал идеологию фундаментализма. В итоге это еще раз убеждает в необходимости поддержки развития отечественной системы религиозного образования со стороны общества и государства с целью отказа от необходимости в зарубежном обучении.
Другим актуальным вопросом, обсуждаемым на настоящем семинаре, является контроль за имеющимися в России религиозными учебными заведениями. К сожалению, приходится констатировать наличие в некоторых из них образовательных программ, методик и литературы, несоответствующих религиозной традиции данного региона страны, а перенятых из зарубежных стран. Все это ставит вопрос о необходимости унификации учебно-методического обеспечения в религиозных учебных заведениях России, выработки единого образовательного теологического стандарта, опирающегося на дореволюционные традиции отечественного богословия с учетом современных педагогических технологий. Помимо проблемы создания единого религиозного стандарта во всех духовных учебных заведениях существует проблема наличия полуподпольных религиозных школ на квартирах или в частных религиозных центрах, чья деятельность не контролируется со стороны духовных управлений и в которых пропагандируются идеологические установки нетрадиционных для коренных народов России религиозных течений. Констатация этой проблемы должна иметь и практическую рекомендацию для государственных органов, которые должны осуществлять совместно с духовными организациями профилактические меры по предотвращению подпольного религиозного образования.
Большинство участников семинара сошлись во мнении, что
1) сочетание различных подходов к анализу сегодняшнего состояния религиозного образования позволяет не только представить его реальное состояние, но и порождает синергетический эффект, высвечивает пробелы познания и определяет перспективы его дальнейшего развития;
2) сегодня происходит проникновение экстремизма в Россию через зарубежное религиозное образование;
3) принципиально значимым является привлечение к обсуждению данной проблематики вузовских подразделений, сочетающих в своей повседневной работе не только академические исследования, но и осуществляющих педагогическую деятельность, в различных аспектах которой (лекции, семинары, научно-исследовательская работа студентов и аспирантов) весьма значительное место занимают проблемы, связанные с религиоведением;
4) обсуждение вопросов современного религиозного образования получает все более отчетливое общественно-политическое звучание, что переводит многие узловые проблемы религиозной педагогики из разряда теоретических в научно-практические;
5) актуализируется необходимость научно грамотной религиоведческой экспертизы в работе государственных органов, в том числе сил правопорядка;
6) на первый план выходят проблемы соотношения религиозных и светских институтов и ценностей в российском обществе, которые требуют научного осмысления, выработки научно обоснованных подходов и оценок высокого экспертного уровня и доведения их до государственных структур. Ситуация в мусульманских регионах России свидетельствует о дальнейшем усилении религиозного фундаментализма на общественно-политические процессы, протекающие в этих регионах;
7) общественную значимость приобрела проблема нетрадиционных для России религиозных течений, многие из которых обладают деструктивным потенциалом, способны изменить установившийся расклад сил в обществе, создать очаги межконфессиональной и межэтнической напряженности. Необходимо всесторонне изучение этих направлений с точки зрения их идеологии, конфликтного потенциала, социальной базы и зарубежных контактов, которое должно дать оценку этому явлению с точки зрения национальной безопасности.
По итогам состоявшейся дискуссии участники семинара приняли настоящую резолюцию.
Казань, 9 ноября 2011 г. |