2013-10-02 13:31:00

Письмо муфтия Талгата Таджуддина начальнику ГУПЭ МВД Тимуру Валиулину

Уважаемый Тимур Самирович!

Центральное духовное управление мусульман России выражает Вам свое искреннее уважение и благодарит за доброе сотрудничество.

Хотели бы обратиться к Вам по вопросу продолжающихся запретов исламской литературы на территории России, которые вызывают все более острую реакцию мусульманской общины. Как известно, литература, впоследствии направляемая на религиоведческую и психолого-лингвистическую экспертизы, обычно изымается сотрудниками правоохранительных органов у членов экстремистских и террористических организаций. Значительную ее часть действительно составляют псевдоисламские труды идеологов экстремизма и терроризма, однако периодически под удар попадают и авторитетные для всех мусульман книги. Запрет классических произведений судами РФ дает экстремистам и террористам серьезные аргументы против нашего государства, подрывает авторитет официальных мусульманских лидеров и деморализует простых верующих.

Нередко у преступников изымаются также различные издания Корана, однако, к счастью, на экспертизу их не посылают, разумно полагая эту священную для мусульман книгу неприкосновенной. В то же время Ислам в своем вероучении опирается не только на Коран, но и на Сунну - священное предание, кодификация которого имеет для мусульман крайне важное значение. Мы считаем, что классические сборники (сахихи) хадисов (Бухари, Муслима, Навави, Тирмизи, Дауда, Маджи), сиры (жизнеописания пророка Мухаммеда) и исторически признанные тафсиры Корана (например, исключительно важный для татар тафсир Ногмани) также должны быть выделены в группу, освобожденную от экспертизы. Более подробно свою позицию мы бы хотели пояснить в приложении к данному письму.

В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Тимур Самирович, внести коррективы в практику направления на экспертизу мусульманской литературы. Эти коррективы никак не повредят реализации задач Вашего ведомства, зато позволят минимизировать ошибки при запрете литературы. Полагаем, что мусульманское сообщество России высоко оценит придание статуса неприкосновенности фундаментальным источникам своей религии, а антироссийское подполье лишится в своей пропаганде серьезных аргументов.

С уважением и добрыми молитвами,


Шейх-уль-ислам Талгат Сафа Таджуддин,
верховный муфтий,
председатель ЦДУМ России


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вся мусульманская богословская литература базируется на источниковедческой базе.

К таковой в исламе относятся Священный Коран (или Писание) и Сунна (т.е. Предание, Традиция) Пророка Мухаммада (мир ему!).

Понимание и осмысление канонических текстов Писания и Предания привело к возникновению разных богословских школ (или мазхабов). В России распространены наиболее крупные из них, а именно ханафитская и шафиитская мазхабы.

В рамках этих богословских школ было создана огромная литературная база, охватывающая все стороны жизни мусульманина. К таковым, помимо собственно текстов Священного Корана и текстов, относящихся к Сунне (или хадисов) относятся:

- толкования к Священному Корану, комментарии к нему, разъяснения его смыслов;

- коранические науки;

- толкования хадисов, комментарии к ним, разъяснения их смыслов;

- хадисоведческие науки;

- вероубеждение, комментарии к нему и разъяснения;

- вероустав, комментарии к нему и его разъяснения;

- источники правового характера (или фикх), основы мусульманской юриспруденции, комментарии к ним, а также разъяснения правовых вопросов и проблем;

- исторические источники, связанные с жизнеописанием (или сира) Пророка Мухаммада (мир ему!), его семьи и сподвижников (да будет доволен ими Всевышний!), жизни пророков;

- история ислама и мусульманской цивилизации;

- молитвенники;

- учебники;

- учебники и словари арабского языка;

- литература, связанная с ораторским искусством и проповедничеством;

- литература, имеющая этический и поучительный характер;

- литература по тасаввуфу (суфизму);

- мусульманская педагогика;

- мусульманское сектоведение и история ересей.

Все перечисленные категории произведения в подавляющем большинстве были созданы на арабском языке.

В России издание большей части мусульманской литературы осуществлялись издательскими домами или издательствами:

- ИД "Иман" (г.Казань);

- ИД "Раннур" (г.Казань);

- ИД "Эсма" (г.Казань);

- ИД "Ансар" (г.Москва);

- ИД "Диля" (г.С.-Петербург);

- ИД "Сад" (г.Москва);

- ИД "Новый свет";

- Центрального Духовного управления мусульман России;

- Духовного управления мусульман Республики Татарстан;

- Духовного управления мусульман Республики Башкортостан;

- Духовного управления мусульман Пермского края;

- Духовного управления мусульман Дагестан;

- Духовного управления мусульман Чеченской Республики;

- Духовного управления мусульман Республики Ингушетии;

- Издательство Российского исламского университета (г.Казань);

- издательства других теологических образовательных центров РФ.

Мусульманские книги издавались и издаются на русском, татарском, башкирском языках, а также на языках народов Северного Кавказа.

Кроме этого, многие крупные издательские дома Москвы, С.-Петербурга, Казани, Уфы и других городов также издали издают всевозможную мусульманскую литературу.

Примеры адекватных традиционному исламскому вероучению изданий по категориям:

- толкования к Священному Корану, комментарии к нему, разъяснения его смыслов

ИД изданы переводы единичных названий вышеперечисленных категорий литературы. Толкованием к Священному Корану, комментариями к нему, разъяснением его смыслов можно назвать толкование 30 части Священного Корана, принадлежащее ибн-Касиру или труды шейха Саида Чиркейского, комментарии М.Османова, В.Пороховой. Полное классическое толкование Корана в России отсутствует.

- коранические науки

"Совершенство в коранических науках" ас-Суюти (в 5 т., ИД "Муравей");

"Коранистика: введение" Р.Белл и Уотт (ИД "Диля");

"Атлас Корана" (ИД "Диля").

- толкования хадисов, комментарии к ним, разъяснения их смыслов

В качестве примера издания толкования хадисов, комментариев к ним, разъяснения их смыслов можно привести частичные переводы канонических сборников, опубликованные ИД "Иман" (г.Казань) такие как "Сахих" аль-Бухари, "Сахих" Муслима, "Сунан" Абу Дауда, "Сунан" ат-Тирмизи, "Сунан" ан-Нисаи, "Сунан" Ибн-Маджа, а также тематические сборники хадисов, таких как "Рияд ас-Салихин" ("Сад благонравных") имама ан-Навави (ряд издательств), "Жемчужины аль-Бухари" (ИД "Диля"), "аль-Адаб аль-Муфрад" имама аль-Бухари (ИД "Диля") и др.

- хадисоведческие науки

Д-р. М.Таххан. Пособие по терминологии хадисов (Ибрагим Аль-Ибрагим)

- вероубеждение, комментарии к нему и разъяснения

Как пример изданных в России произведений вероуставного характера можно привести многократно изданную книгу "Акыда ат-Тахавия" (комментарии ат-Тахави к Вероубеждению). Д-р. У.аль-Ашкар. "Мир благородных ангелов" (Казань, "Академия Познания")

- вероустав, комментарии к нему и его разъяснения

Д-р. Октай Четин. "Напоминание о дозволенном и запретном в Исламе" (ИД "Сад").

Д-р. Абд аль-Малик ас-Саади. "Нововведения в Исламе" (Махачкала, ИД "Ихсан").

- источники правового характера (или фикх), основы мусульманской юриспруденции, комментарии к ним, а также разъяснения правовых вопросов и проблем

"Энциклопедия намаза" (ДУМ Дагестана);

"Шафиитский фикх" (ДУМ Дагестана);

Ф.Аттар. Ильм усуль-аль-Фикх (ИД "Сад")

З.Гамзатов "Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы" (ДУМД)

- исторические источники, связанные с жизнеописанием (или сира) Пророка Мухаммада (мир ему!), его семьи и сподвижников (да будет доволен ими Всевышний!), жизни пророков

"Жизнеописание Пророка Мухаммада" Ибн Хишама (ИД "Умма");

"Наук о жизни Пророка Мухаммада (мир ему!)" М.М.Гаджиева (ИД "Нур-ул-Ислам", Махачкала);

"Четыре праведных халифа" Ибн Мирзакарима аль-Карнаки (ИД "Диля").

- история ислама и мусульманской цивилизации

Профессор Мухаммад Хамидуллах. "Ислам" (ИД "Сад");

Ф.Р.Мухамммад. Исламская культура (Андалус);

О.Г. и Н.О. Гудратовы. Мировые религии. Ислам (ИД "Диля").

- молитвенники

Классические молитвенники в своем большинстве представлены на национальных языках, примерами русскоязычных мусульманских молитвенников являются "Джавшан аль-Кабир" (ИД "Новый свет") или "М.С.Рамазаноглу" (ИД "Сад").

- мусульманские учебники и словари арабского языка

М.Будунов. "Методика обучения чтению Корану" (Махачкала, ИТР)

Ибн Мирзакарим аль-Карнаки. Настольная книга мусульманина (ИД "Диля")

С.Языджы. "Основы исламских знаний" (ИД "Сад")

И.Н.Хайбуллин. Стилистика арабского языка (ИД "Сад")

В.Ф.Гиргас "Арабско - русский словарь к Корану и Хадисам" (ИД "Диля")

- литература, связанная с ораторским искусством и проповедничеством

"52 пятничные проповеди на каждую неделю года" (ИД "Сад")

- литература, имеющая этический и поучительный характер

Больше всего в России издано литература поучительного характера. Прежде всего, это труды аль-Газали, аль-Аттара, аль-Худжвири.

В качестве отдельных примеров можно привести следующие произведения:

К.Туран. "Поучительные истории, помогающие жить" (ИД "Новый свет");

Б.Рамазанов. "Улучшение нравов" (ДУМД);

М.К.Гулчур. Культура поведения в Исламе (Новый свет);

Шейх М.аль-Газали. Нравственность мусульманина (Москва)

- литература по тасаввуфу (суфизму)

Хайдар Баш. Макалат. Ислам: секрет становления (Казань, ИНПЦ);

Проф. Х.К.Йылмаз "Тасаввуф и тарикаты" (ИД "Сад"), а также многочисленные издания ДУМ Дагестана и ДУМ Чеченской Республики

- мусульманская педагогика

А.М.Абдул-Мути. Воспитание в Исламе (ИД "Диля")

Пр.В.Аз-Зухейли. Мусульманская семья в современном мире ("Аль-Китаб")

- мусульманское сектоведение и история ересей

И.Абувов. "История и заблуждение ваххабитов" (ДУМД);

Н.Шейхмардани. "Истинное лицо ваххабизма" (Казань, б.и.);

Шейх А.аль-Гумари. Разоблачение Албани (ИД "Иман").

- мусульманская экономика и бизнес

"Основы торговой деятельности" ("Шафиитское наследие", г.Махачкала);

"Исламская этика бизнеса" Г.Нуруллина (Москва, "Умма")

Классические мусульманские тексты, произведения, созданные в первые века распространения мусульманской традиции, отражают ее специфику и не могут быть предметом религиоведческих экспертиз с последующим запретом. Полемика ислама с другими религиозными традициями (христианство, иудаизм, буддизм, индуизм и др.) необходимо рассматривать именно как полемику. К числу такого рода трудов, которые не следует подвергать экспертизе в первую очередь можно отнести:

Толкования (тафсир), переводы смыслов, комментарии к Св.Корану

Перевод смыслов Священного Корана. Иман - Валерия Порохова

Коран: перевод с арабского, комментарии. М.Османов

Коран: перевод с арабского О.Гафурова

Священный Коран: комментарии Абдулла Юсуф Али

Шейх М.С.Мухаммад Юсуф. Тафсир Хилал

Тафсир Ибн Касир (30-й часть Священного Корана)

Комментарии к Корану, том I (Шарипова Р., Сарибжанова А.)

Канонические сборники хадисов

"Сахих" аль-Бухари

"Сахих" Муслим

"Сунан" ан-Нисаи

"Сунан" ибн Маджэ

"Сунан" Абу Дауд

"Сунан" ат-Тирмизи

"аль-Адаб аль-Муфрад" аль-Бухари

"Рияд ас-Салихин" ан-Навави

"аль-Ахадис аль-Кудсия" в редакции Иман - Валерии Пороховой

Сира (жизнеописание) Пророка Мухаммада (мир ему!) и других пророков

"Жизнеописание пророка Мухаммада" Ибн Хишам

"Книга о благородных чертах Пророка Мухаммада" ат-Тирмизи

"Жизнь пророка Мухаммеда" проф. Рамазан Айвалы

"Истории о пророках: от Адама до Мухаммада" Ибн касир

"История пророков" (в 2 т.) Саид-афанди Чиркейский

Тексты, связанные с неприятием иного мнения, иной традиции начинают появляться в начале тринадцатого века и связаны с личностью ибн Теймии и его ученика ибн Каййима аль-Джузия.

В дальнейшем, в восемнадцатом веке эти идеи подхватил и развил основатель ваххабизма ибн Абд аль-Ваххаб. Затем, в эпоху саудовского государства начинается творческая переработка таких идей. Кроме этого, появляются новые факторы, многочисленные сектантские группировки разрабатывают свое видение исламского вероучения ("Хизб ат-Тахрир", "Братья - мусульмане" и т.д.).

В рамках включения российских мусульман в сферу прямого влияния указанные группировки предприняли попытки идеологического наступления, выразившегося, прежде всего, в распространении книжной продукции. Целый ряд книжных издательств (ИД "Бадр", "Сантлада", "Ибрахим аль-Ибрахим" и т. д.) специализировалось на печати религиозной литературы с не присущими российской исламской традиции взглядами и установками.

Из ныне существующих книжных домов печатью литературы, нетрадиционной для мусульман России, продолжает заниматься ИД "Умма".

Справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что упомянутые ИД издали ряд классических произведений. С другой стороны, ИД "Диля", специализировавшийся первоначально на издании классической мусульманской литературы, переключилось на популяризацию трудов Ш.Аляутдинова, чьи труды пишутся в духе египетских "братьев - мусульман". Самую высокую степень надежности, по нашему мнению, имеют труды, изданные под эгидой ДУМ Дагестана, ЦДУМ России, ДУМ Чеченской Республики, Управления мусульман Кавказа, ИД "Иман" (основанный погибшим Валиуллой Якоповым), издательство Российского исламского университета в Казани.

Единственным мерилом принадлежности издаваемой литературы остается экспертиза. Ведь даже классическая мусульманская литература может выпускаться с комментариями тех же ваххабитских авторов. Примером могут служить перевод смыслов и значений Корана, изданных на русском языке в Баварии (ФРГ), перевод смыслов Корана Э.Кулиева (ИД "Умма") или труд "Булуг аль-Марам" Ибн Хаджар аль-Аскалани (ИД "Умма") с комментариями саудовских, ваххабитских "ученых".

Полагаем, что экспертиза должна проводиться компетентными специалистами, среди которых обязательно должны быть мусульманские богословы. При этом важно сместить центр тяжести с психолого-лингвистической экспертизы на религиоведческую.


21 мая 2013 г.