2009-07-20 00:00:00

Обращение лидеров традиционных религиозных общин РФ к президенту России Дмитрию Медведеву по вопросу о преподавании религиозной культуры в школах

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Основой ее долгосрочного развития являются выработанные веками духовно-нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие, любовь к ближнему, честность и взаимопонимание.

Как справедливо отмечалось в Вашем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и, прежде всего, школьного.

В настоящее время создается новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации учащихся. Обсуждая и определяя базовые направления и параметры модернизации школьного образования, нельзя игнорировать многовековой опыт и традиции Русской православной церкви, ислама, буддизма, иудаизма в передаче лучшего достояния отечественной духовной культуры подрастающим поколениям.

Полагаем, что школьники должны не только знакомиться с шедеврами мировой и русской литературы и искусства, но, прежде всего, обретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать основополагающие нормы достойной общественной жизни. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди: "не убий", "не укради" и другие - обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий.

В связи с этим мы просим Вас как главу государства при принятии новых стандартов общего образования способствовать включению по выбору родителей учащихся общеобразовательных школ курса истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма в качестве базовой учебной дисциплины.

Поскольку сегодня в нашей стране проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп, и все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей, целесообразно также предусмотреть преподавание в школе основ мировых религий и основ светской этики. Естественно, при этом должны обеспечиваться добровольность и возможность выбора той или иной дисциплины.

В свою очередь представители традиционных религий страны готовы принять самое активное участие в работе по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов, а также в разработке учебных программ и методических пособий по преподаванию истории и культуры традиционных религий России.

Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси

Равиль Гайнутдин,
Председатель Совета муфтиев России

Талгат Таджуддин,
Председатель Центрального духовного управления мусульман России

Исмаил Бердиев,
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Берл Лазар,
Главный раввин России

Дамба Аюшев Пандито хамбо лама,
председатель Буддийской традиционной сангхи России