1990-03-16 12:00:00

МОСКОВСКИЕ ВЫСТАВКИ

Наш первый адрес - для тех, кто интересуется авангардом. Точнее сказать суперавангардом. Итак, МОСКОВСКИЙ ДВОРЕЦ МОЛОДЕЖИ. (Комсомольский проспект, 28, метро "Фрунзенская") Там развернется выставка, на которую вас приглашает Федор Юрин.

Уже название выставки обещает сплошные, так сказать, парадоксы. Оно таково: "ЛОГИКА ПАРАДОКСОВ". Представлено около 200 работ 50 авторов самых различных направлений авангардистского искусства, от поп-арта и гипперреализма до соц-арта и кинематического искусства. Что же вы здесь сможете увидеть, уважаемые читатели? Самый точный ответ: "все, что угодно". Ну, скажем, самые обычные веники, но заключенные в некое гипсовое кольцо. Это скульптурное произведение А.СОКОЛОВА под названием "ДВОЙНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ". Или, вот, скажем, работа В.ЩЕТИНИНА под названием "ЛЮСТРА". Несколько бутылок разных размеров, скрепленных между собой деревянными планками и веревочками. Такова эта люстра.

А вот скульптура, выполненная в дереве, называется "ДЕПУТАТ 1 И 2", автор А.МИРОНОВ. Как объясняет желающим гид -это произведение "выполнено в традициях социалистического искусства с элементами примитивизма." "И все это вполне дает портрет наших сегодняшних парламентариев в сатирическо-натуралистическом преломлении образов". Все это показалось мне весьма забавным. И хотелось бы знать, какое впечатление произведут наши "суперы" на вас... К примеру, такие "работы": "ВОДОКРЫСА ЭСМЕРАЛЬДА", под этим названием выставлено обыкновенное чучело... нутрии. Его представил на суд зрителей АНТОН НИКОЛАЕВ. А вот на стенах - гигантские копии пачек различных папирос, выпускаемых в Советском Союзе. Зачем эти-то здесь? За разъяснением я обратился к книге отзывов и вот что там прочитал: "Вырождение искусства"..., "Выставка замечательная!"... "Скучно, господа!"... "Выставка привлекательна неординарностью, оригинальностью мышления". Словом, сплошной, как и в политической нынешней жизни, - плюрализм.

Но вернемся к обзору. "Дорога к морю" - так вполне обычно называется вполне реалистичное полотно Н.ПОЛИССКОГО. И изображена на нем вполне реалистичная картина: широкая дорога, по обеим сторонам которой растут прекрасные деревья, ведет дорога к синему-синему морю, виднеющемуся где-то вдалеке. Еще несколько работ выполненных в реалистическом, я бы даже сказал в приподнято-романтическом плане. Это рисунки А.ЧИЖОВОЙ. Цветной карандаш. На рисунках море, солнце, цветы, девушки... Возможно, эти работы вкраплены в разливанное море авангарда в виде, своего рода, музыкальной паузы, для отдохновения глаз и души?

Ну, а рядом коллажи, составленные из фрагментов классики с вклеенными в них бытовыми картинками самого неожиданного содержания. Например, репродукция гениального полотна русского художника XIX века Карла Брюллова "Гибель Помпеи". И в эту Помпейскую трагедию вклеена репродукция такой вот картины: сидит на пеньке Ленин и что-то пишет. А называется все это "АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МУЗЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ Г.ГУЩИНА". Мое внимание привлекло и некое уродливое нагромождение банок, пружинок и каких-то других железок. "ТРАНСПОПСМАЕТАКТЕОН" (звучащий - в "переводе") - так называется сей монстр. Он, кстати, и в самом деле звучащий; при нажатии различных кнопок та или иная банка начинает-таки звучать, пружинки - двигаться, железки - грохотать. Ну, на сей "кинематической динамической скульптуре" можно, положим, поиграть. А вот зачем выставлена деревянная ширма с вырезанными на ней профилями людей, горделиво именуемая - "ДВЕНАДЦАТЬ", В.СУЛЯГИНА? Подобные вопросы задавал не только я, но и немногочисленные посетители выставки.

Открыта выставка каждый день, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00, до 25 марта.

А до 28 марта в том же Дворце молодежи, в соседнем зале, открыта выставка "Декоративно-прикладное искусство Китая". Прекрасным языком народного искусства рассказывает она посетителям о быте, природе, обычаях этого древнего государства. Все декоративные панно выполнены в оригинальной технике плетения картин из перьев экзотических птиц. И поскольку они прекрасны, эти панно, мы рекомендуем вам побывать на этой экспозиции обязательно, если вы все-таки посетите перед этим "Логику парадокса".

После изощренности наших авангардистов, спокойные, чистые и высокохудожественные образы китайского прикладного искусства воспринимаются как глоток свежего воздуха.

Еще один выставочный адрес предлагает вам корреспондент Галина Горина.

Эта выставка открывается в ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ХУДОЖНИКА на Крымском валу. В отличие от множества других нынешних московских выставок собирает множество посетителей. Ее название "ТРАНЗИТ. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В ЭМИГРАЦИИ". После демонстрации в Русском музее Ленинграда, который явился одним из инициаторов этого показа в нашей стране, более 80 картин и скульптур и композиций прибыли в Москву. Они развешены и расставлены в четырех залах крупнейшего в столице демонстрационного комплекса. Авторы этих работ - 22 художника, по разным причинам покинувшие СССР в 70-80-е годы. Одни уехали из-за хронической травли, другие в силу невозможности развернуться таланту, третьи - по меркантильным соображениям. Критерий отбора на выставку, которую наряду с советским музеем организовали "Американский музей изящных искусств" в Лонг-Айленде и фирма "Эдуард Нахамкин файн артс", - серьезность творческой репутации авторов, сложившейся на Западе, отражение ведущих тенденций российской художественной эмиграции.

И я бы сказала, что в этой экспозиции преобладает многосложная философская проблематика. Словно освободясь от всех и всяческих запретов, художники устремились к постижению истин и современной жизни и бытия как такового. Пластической глубиной и масштабом духовных обобщений поражают скульптуры ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО, печально известного своей неравной схваткой о назначении искусства с Никитой Хрущевым. Его "МЕРТВЫЙ СОЛДАТ", созданный еще до отъезда в США, в 1957 году, -.воспринимается как страстный и возвышенный реквием. Духовное начало пронизывает и другие произведения гениального мастера - "МАСКА С РУКОЙ"; "ПАНТЕИЗМ"; "РАСПЯТИЕ", поражающее стремлением его героя к самопознанию и человечности через муки и страдания.

Поражают воображение и работы другого крупнейшего художника-эмигранта ОЛЕГА ЦЕЛКОВА. Его картины "ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ", "ЕДА", "ВИСЯЩЕЕ ЛИЦО", "ЖЕНЩИНА С ЦВЕТАМИ" - напоминают словно созданные кошмарными сновидениями гротески Гойи. Художник отчаянно и воспаленно отзывается на шабаш сил зла, бездуховности, примитивных страстей, которые правят в современной жизни. Цвет на картинах Целкова доведен до ослепляющего накала. Полотна притягивают, как магнит. Во многих работах художников-эмигрантов - память о покинутом отечестве. Иногда это память горькая, о репрессиях, как у ЛЕОНИДА ЛАММА. В своей ИНСТАЛЛЯЦИИ "НА СВОБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ" он воссоздает тюремные будни - холод камер, унизительные атрибуты жизни узника - мусорное ведро, параши - тупое самодовольство и настороженность стражи. К России обращено и полотно ЛЕОНИДА СОКОВА "МАТЬ И ДИТЯ". В очертания иконы Богородицы включен пейзаж с осенней сиротливой дорогой, раскисшей от грязи знаменитой "Владимиркой", по которой от веку тащились сосланные на Руси. А в пасмурное небо взметнулась во всем великолепном торжестве знаменитая "Башня III Интернационала" ВЛАДИМИРА ТАТЛИНА - символ революции, свободной и дерзкой мысли. Характерны в этой связи и работы МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВА, которые отличает лирико-романтический характер. Такова его "РОССИЯ" - женщина с ее скорбным и одухотворенным ликом в горящем венце с воздетыми к небу руками. Или "ЗЕМЛЯ" - мальчик-подросток обнимает руками зеленый холм, круглящуюся планету.

И, конечно, говоря о новой выставке, нельзя обойтись без упоминания о беспримерном лидере русского художественного зарубежья - МИХАИЛЕ ШЕМЯКИНЕ. Его творчество напрямую связано с нашим авангардом 20-х годов. Для этого сложного художника характерны и мистические тенденции отечественного символизма, и магическая сюрреальность Сальвадора Дали, и сказочная стихия русского фольклора. Вы увидите в экспозиции его "КАТОЛИЧЕСКОГО БОГА" - плоский силуэт с тонкими чертами и пронзительным, жестким взглядом. Поражает и притягивает его "АВТОПОРТРЕТ СО СКЕЛЕТАМИ" - рельеф, на котором лицо художника окружено светящимися голубоватыми черепами. Ощущаешь, что и мы окружены иррациональными явлениями, в которых причудливо объединяются кошмарное и прекрасное.

К числу парижских знаменитостей принадлежит и бывший москвич ЮРИЙ КУПЕР. Его картины вызывают впечатление просветленной мечтательности. Изображение как будто проступает через тонкую ткань, обретая символическую значительность.

На выставке много работ, которые нелегко понять зрителям, многое из представленного, возможно, даже неприятно им. Но она не рассчитана на то, чтобы "нравиться". Эта выставка, на мой взгляд, напоминает, что цивилизованному обществу в любых, самых разных социальных и политических ситуациях, нужны всякие художники. И нельзя делать выбор, отдавая предпочтение одним и отвергая других. Этот выбор сделают время и история. Выставка "Транзит. Русские художники в эмиграции" будет действовать в залах Центрального Дома художника на Крымском валу 10, не меньше месяца, как обещают организаторы, ежедневно с 11 до 21 часа, кроме понедельника. Телефон для справок: 238-98-43.