2006-06-09 18:13:00

Газета "СУББОТА": "Митрополит Александр о семье"

Главы латвийских христианских конфессий подписали манифест в защиту традиционной семьи, положив начало акции "Семья - гордость и честь Латвии". В рамках этой акции Его Высокопреосвященство Митрополит Рижский и всея Латвии Александр ответил на вопросы газеты "Суббота".

- Должна ли христианка бороться за сохранение своей семьи до конца, даже если в семье творятся жуткие конфликты и со стороны ее супруга отмечаются такие пороки, как пьянство, рукоприкладство и распутство?

- Цель супружества - создание здоровой, полезной, нужной обществу семьи. На супругах лежит колоссальная ответственность - воспитание детей. Помня о том, что семья - это малая Церковь, ячейка общества, нужно понимать и то, что семья должна строиться на надежной основе. Этой надежной основой, крепким фундаментом, должны стать любовь и взаимоуважение. Не страсть, а именно любовь, поскольку в браке, по слову Апостола, нужно "нести тяготы друг друга, тем и исполняется закон Христов". Причем венчающиеся берут на себя серьезные обязательства не на короткое время, а на всю жизнь, храня верность друг другу и не изменяя данной при венчании клятве.

Описанная в заданном вами вопросе ситуация достаточно индивидуальна, стало быть, универсального совета тут нет и быть не может. Православная Церковь признает, что из всех перечисленных в вопросе пороков распутство супруга может стать формальной причиной для расторжения венчания. Однако (и особенно, если в семье уже есть дети), прежде чем решиться на столь серьезный шаг, как развод, Церковь рекомендует женщине-христианке множество раз подумать, попытаться привести мужа к вере, в храм, и, если это возможно, исправить его и простить.

- Об абортах. Да, это несомненный грех. Но неужели латвийская семья, поставленная в тяжелейшие экономические условия, обязана рожать столько детей, сколько беременностей наступило? Не грех ли это?

- Сложнейшие экономические условия - это попытка отговорок, спекуляций и самооправдания. Вспомните, в каких экономических и социальных условиях жили люди век или два назад, как жили сразу после войны, как живут сейчас в малоразвитых странах.

Однако раньше семьи, несмотря на социально-экономические условия, были многодетными, и дети в них вырастали умеющими помогать друг другу и уважать старших. Дело в том, что люди, будучи верными чадами Церкви, уповали на Бога, верили Ему, много молились и полностью полагались на Его Всеблагую помощь, а не на социально-экономические условия и прочие обстоятельства. Ведь вера как раз и состоит в том, чтобы твердо знать, что Господь по молитвам матери может вывести ее саму и ее чад из самых сложнейших обстоятельств. По народной пословице, "Бог даст ребенка, даст ему и долю".

Что касается аборта, то это тяжелейший грех, раскаиваться в котором и исправлять который женщина должна всю жизнь. Вплоть до того, что ей, раскаившейся в грехе чадоубийства, нужно взять на воспитание детей-сирот, уповая на то, что Господь может быть простит ей ее грех.

Каждый рассуждает об аборте в меру своего понимания, но если женщина вместе с Церковью принимает, что рождение новой жизни происходит в момент зачатия, что ее ребенок есть Божие благословение, то все дальнейшие умствования и рассуждения по этому поводу перестают иметь для такой женщины всяческий смысл.

- Каково ваше отношение к тому, что женщина и мужчина, находясь в разных конфессиях, соединяются в браке и ради венчания, например, в Православной Церкви переходят из одной конфессии в другую?

- Православная Церковь при венчании людей, находящихся в разных христианских конфессиях, не ставит непременным условием венчания обязательную смену конфессии и переход неправославного супруга в православие. Мы допускаем венчания православных с католиками, лютеранами, старообрядцами. При этом неправославный супруг должен дать перед венчанием обещание воспитывать родившихся в этом браке детей в православной вере.


Лайла БРИЦЕ
8 июня 2006 г.