О племени Авраама


После смерти Авраама не пресекается завет-союз людей с Богом. Творцу было угодно, чтобы этот союз продолжило племя Авраама, став народом, избранным для того, чтобы хранить веру в истинного Бога.
Понятие избранности на протяжении истории толковалось по-разному: порой ее рассматривали в политических, экономических, культурных или интеллектуальных категориях. Однако это ошибочный подход. Принадлежность к избранному народу вовсе не означала, что человек автоматически обретал какой-то особый статус и видимое отличие от остальных людей. Избранность есть категория религиозная. Но и здесь необходимо сделать оговорку: принадлежность к избранному народу не являлась гарантией святости и спасения.
Избранность — это дар Божий, который выражен в способности людей сохранять веру в истинного Бога, несмотря на, казалось бы, самые неблагоприятные внешние условия. Во времена Авраама большинство людей, давно уклонившись от веры в истинного Бога, обожествляли различные явления природы. Нередко, движимые страхом, люди поклонялись грозным природным стихиям, видя в них высшую силу. В условиях распространения язычества и идолопоклонства было весьма трудно сохранять веру в единого Бога, Который не являлся человеку зримо и зримо не обнаруживал Себя в его повседневной жизни. Чтобы обрести истинное Богопознание и сохранить веру в единого Бога, человеку того времени необходимо было возвыситься над миросозерцанием своей эпохи, бросить вызов мнению большинства.
Другими словами, избранное племя Авраама должно было сохранять веру в истинного Бога вопреки господствовавшим мнениям относительно религии и как бы наперекор обычаям своего времени. Избранность, как и всякий дар Божий, не нарушала человеческой свободы, а значит, автоматически не превращала людей в твердых и мужественных хранителей истинной веры. Но, как всякий дар Божий, и этот дар содействовал усилиям людей. В ответ на их усилия Господь помогал людям хранить верность завету-союзу с Ним.
Содержанием завета, заключенного с Авраамом и переданного его потомству, была вера в Бога и всецелое послушание Ему. В ответ на эту веру и послушание Бог благословляет Авраама и племя его благоденствием и многочадием. Но было здесь и еще одно обстоятельство: через веру в единого и истинного Бога избранный народ приуготовлял себя к пришествию Мессии — Спасителя и к исполнению обетования о том, что семя жены сотрет главу змия. Сохранение истинной веры было необходимо людям для того, чтобы оказаться способными принять Спасителя.
Религиозный смысл Ветхозаветной истории выражается прежде всего в отношении избранного народа к исполнению им условий завета с Богом. Библия повествует как о верности сынов Авраама завету с Богом, Который вознаграждает их за эту верность, так и о нарушении ими этого завета с последующим воздаянием и наказанием за грех.
Ветхозаветная хроника — вовсе не лубочная история, писанная сплошь благостной розовой краской. Там можно встретить все: и высоту святости, и бездну человеческого падения, открытость и коварство, мужество и низость, благородство и хитрость, честность и обман.
Удивительно написана Библия! Она не скрывает ничего из того, что было, как и не тщится создать иллюзию гармонии, которой не было в мире со времени грехопадения, но в ярких образах раскрывает драму человеческой истории. И в центре этой драмы — отношение избранного народа к Богу, исполнение или неисполнение им условий завета-союза.
Ветхозаветная история не замкнута в своей эпохе, ибо имеет непосредственное отношение ко всему роду человеческому и способна многому научить нас. Далеко не случайно, что христианская гимнография, богослужебное творчество впитали в себя основные мотивы и сюжеты этой истории. Христианские молитвословия, хорошо известные православным людям, нередко отсылают нас к примерам из библейской истории, как добрым, так и дурным.
Другими словами, религиозный смысл Ветхозаветной истории всегда актуален и поучителен. И иначе быть не может, ибо Ветхий Завет есть неотъемлемая часть того Откровения, которое Бог дал людям для их спасения.