Исаак, Иаков, Иосиф


Становимся еще на ряде важных эпизодов библейского повествования. Начнем с истории Иакова. Он был внуком Авраама, сыном Исаака. Состарившись, Исаак должен был дать благословение своему старшему сыну Исаву, с тем чтобы тот возглавил избранный народ и стал его духовным вождем, продолжателем дела Авраама и Исаака.
Исав был человек энергичный, предприимчивый, к тому же хороший пастух и охотник, и отец любил его. Но другой сын Исаака, Иаков, восхотел хитростью завладеть правом первородства, которое принадлежало старшему брату.
Многим известна поговорка «Продаться за чечевичную похлебку», восходящая к этому эпизоду библейской истории (Быт. 25. 27–34). Именно за чечевичную похлебку Иаков как бы откупил у Исава его первородство. Предложив вернувшемуся после работы в поле Исаву эту похлебку, Иаков поставил условие: откажись теперь же от своего первородства в мою пользу, и я дам тебе еду. Измученный и изголодавшийся Исав принял условие и согласился. Позже Иаков вновь совершил неблаговидный поступок. Он воспользовался тем, что отец его был стар, слеп и плохо слышал, чтобы обманом получить его благословение. Исав был «человек косматый», а Иаков — «человек гладкий» (Быт. 27. 11). Памятуя об этом, Иаков явился к отцу под видом своего старшего брата. Перед тем как преподать своему первенцу родительское благословение, а вместе с тем и духовную власть, слепой Исаак, дабы убедиться, что перед ним действительно Исав, ощупал сына. Хитрый Иаков обернул открытую шею и руки «кожею козлят», и отец, не почувствовав обмана, благословил Иакова вместо Исава. Узнав об этом, Исав разгневался и возненавидел брата своего, и расстались они врагами.
Совершенно очевидно, что Иаков поступает как нечестный, коварный и лукавый человек. Однако первородство было выменяно и благословение присвоено. И здесь начинается другая история. Быть может, мы никогда не узнали бы об Иакове, продолжателе рода Авраамова, если бы в его жизни не совершилось некое таинственное событие.
Однажды ночью, перейдя реку вброд, Иаков расположился станом вместе со своими домочадцами. И когда он остался один, к нему приступил Некто. И между ними завязалась борьба. Не знал Иаков, с кем он борется, ибо не видел этой силы. Борьба продолжалась всю ночь, до восхода солнца. Иаков напрягал все силы, но так и не сумел одолеть противника. И тогда невидимая сила, противоборствовавшая Иакову, дала ему знать, что он противостоял Богу, Который благословил его новым именем — Израиль, что в переводе означает «тот, кто борется с Богом» (Быт. 32. 28). Таинственная борьба Иакова с Богом есть символ внутреннего, духовного перерождения человека, принимающего волю Божию и Божественную силу. Ночное борение производит в Иакове решительную перемену. Раскаявшись во зле, причиненном им брату, Иаков отправляется на встречу с Исавом, что было далеко не безопасно, ибо Исав жаждал погубить Иакова, похитившего его первородство. Но Иаков в глубоком смирении пришел к брату, и поклонился ему до земли семь раз, «и плакали оба» (Быт. 33. 4).
После своего таинственного обращения к Богу совершает Иаков еще один важный поступок: он выбрасывает из шатров изображения языческих божков, которым поклонялись его ближние, свидетельствуя тем самым верность Богу Авраама и Исаака. Продолжая миссию своего деда и отца, Иаков становится во главе избранного народа, принявшего на себя его имя «Израиль», который стал хранителем завета-союза с Богом и веры в пришествие Мессии, Спасителя мира.
Другой весьма значительный эпизод Ветхозаветной истории связан с Иосифом, одним из двенадцати сыновей Иакова, которого отец возлюбил более других своих чад. Из зависти к прекрасному юноше братья продают его в рабство. Иосиф оказывается в Египте. Случайно его как раба покупает один из приближенных египетского фараона. Так Иосиф оказывается среди ближайшего окружения правителя. Отличаясь замечательными природными способностями, красотой, честностью и благородством, он скоро занимает видное место при дворе и постепенно становится правой рукой фараона.
Тем временем в Палестине разразился голод. И посланные отцом братья Иосифа пришли в богатый и сытый Египет, чтобы купить хлеба. Здесь они встречаются с Иосифом, но не узнают в великолепном египетском правителе своего брата. Пришельцы падают ниц перед чужеземным властителем, и тем самым исполняется сон, который когда-то видел Иосиф и в котором братья и даже родители поклонились ему. Иосиф открывает себя братьям и примиряется с ними. Вслед за тем Иаков вместе со всем своим домом и братьями Иосифа приходит в Египет. Дети Израиля покинули Палестину и переселились на берега Нила...
Невинный страдалец Иосиф, через которого совершается спасение избранного народа Израиля, в христианской гимнографии и в литургическом творчестве воспринимается как прообраз Спасителя, который через поношение, уничижение и предательство от братьев своих принес миру избавление.
История Иосифа поучительна еще и потому, что нечто подобное нередко имеет место и в нашей жизни, когда из зависти, злобы или недоброго чувства мы вступаем в конфликт с самыми близкими и родными людьми. А разве неутихающие гражданские смуты, столкновения, жестокая политическая борьба не свидетельствуют о том, что конфликт между братьями и доныне остается, к нашему прискорбию, широко распространенной в человеческом сообществе поведенческой моделью?
И тем не менее история Иосифа, простившего своих братьев, жива в памяти человечества, и на все времена остается она примером для тех, кто ищет достойного выхода из ситуации конфликта со своими родными и близкими. Иосиф простил все, что довелось претерпеть ему от братьев: зависть, желание убить его, продажу в рабство, вынужденную разлуку со своей семьей и со своим народом, слезы и отчаяние одиночества... Простив враждовавшим с ним, Иосиф победил их ненависть своею любовью. И из глубокой дали веков Ветхозаветная история научает этому нас, страдающих от разделений в мире, в обществе и в семье.