Самария — Назарет — Капернаум — Иерусалим


Одно из расхождений между иудеями и самарянами, братьями по крови, но религиозными противниками, состояло в том, что самаряне не признавали законным и правильным почитание Бога в Иерусалимском храме и полагали, что основным святилищем, местом поклонения Богу, является гора Гаризим, находившаяся на территории Самарии. У подножия этой горы сегодня располагается город Наблус.
Господь входит в самарянский город. Евангелист Иоанн так описывает это событие:
«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4. 5–30).
В этом замечательном повествовании содержатся три очень важных элемента, на которые нужно обратить особое внимание. Во-первых, Христос вступает в общение с самарянкой, будучи иудеем по воспитанию. Тем самым Он нарушает один из обычаев и законов избранного народа, бросая вызов единоверцам. Почему? Этим поступком Господь свидетельствует, что призван возвещать Слово правды, Слово жизни, Слово о Царствии Божием всему миру и что для Него нет своих и чужих, нет друзей и врагов, но Его спасительное Слово обращено ко всем и к каждому.
Отвечая на вопрос самарянки о том, где следует поклоняться Богу, Господь свидетельствует, что Бог есть Дух, то есть реальность не земная, не физическая, а потому поклоняться Ему нужно в духе и истине. Призыв к поклонению в духе означает, что подлинным выражением религиозной жизни является внутренняя духовная жизнь человека. Когда эта жизнь строится в соответствии с заповедями Божиими, то есть с установленным от Бога порядком бытия, тогда человек совершает истинное поклонение. Всякое внешнее поклонение, если оно не сопровождается внутренней борьбой со своими пороками, внутренней переменой, изменением человеческой жизни, не является приношением, достойным Бога.
Но что означает поклонение в истине, о какой истине говорит здесь Господь? Не всякое знание о Боге, не всякое религиозное учение способны помочь человеку внутренне изменить свою жизнь, приводя к подлинному поклонению Богу. Есть некая внутренняя взаимосвязь между этими двумя началами — поклонением в духе и поклонением в истине, и если один из этих компонентов искажается или вообще утрачивается, то не может быть подлинной религиозной жизни.
Итак, религиозная жизнь, поклонение Богу совершаются только тогда, когда мы преобразуем свою жизнь по Божию закону, по Божиим заповедям, а такое внутреннее преображение личности может произойти лишь тогда, когда человек знает, во что верит, когда он обладает духовной, религиозной истиной.
И, наконец, еще одно чрезвычайно важное положение, которое содержится в беседе Спасителя с самарянкой. Именно ей Господь впервые открыто свидетельствует, что Он Мессия, что Он Тот, Кто был проповедан ветхозаветными пророками. Не нужно ждать другого спасителя, не нужно готовить себя к пришествию иного избавителя, ибо Он есть Мессия, Он есть Сын Божий.
Господь возвращается в Галилею и начинает проповедовать в городе Своего детства, в Назарете. Но жители Назарета не принимают Его слов. Помня Иисуса еще отроком, зная Его мать и сродников, эти люди, конечно, были не в состоянии увидеть в Нем Мессию, и потому их сердца и разум не открылись навстречу слову Его. Разгневанные тем, что хорошо известный им молодой человек дерзает поучать их, жители города восстают против Него. Гнев этот был столь яростен, что Христос удаляется из Назарета, практически спасая Свою жизнь. При этом Он обронил фразу, пережившую века:
«Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4. 44).
Покинув Назарет, Спаситель поселяется на берегу Тивериадского озера, в Капернауме — людном торговом городе. Жили там мытари — сборщики податей, которые наживались, неправедно обирая свой народ в пользу римских завоевателей, жили там и торговцы, и рыбаки. Этот город почти не сохранился до нашего времени, от него остались только развалины синагоги, но даже по ним можно судить о былой красоте Капернаума. Этот период, от первого до второго посещения Господом Иерусалима, наполнен многими событиями. Господь учит, проповедует, творит чудеса, и множество народа стекается к Нему, чтобы услышать Его слово.
Вторую Пасху своего общественного служения Господь снова проводит в Иерусалиме — в городе, где много книжников и фарисеев, которые, конечно, не забыли, как год назад Иисус изгнал торгующих из храма. С настороженностью относятся они к Галилейскому проповеднику. Об этом втором посещении Господом Иерусалима мы имеем лишь одно сравнительно краткое повествование в Евангелии от Иоанна. Там рассказывается о том, как Господь исцелил парализованного человека, который в течение 38 лет лежал у водоема, именуемого «Вифезда», что располагался у Овечьих ворот города. Ежегодно в праздник Пасхи здесь совершалось Божие чудо: ангел Господень входил в воду, возмущая ее, и первый человек, погрузившийся в этот водоем по возмущении воды, получал исцеление. Несколько десятилетий провел близ спасительного, но недостижимого водоема расслабленный, ибо не нашлось человека, который помог бы ему в назначенный час сойти в воду. И Господь, сжалившись, исцеляет болящего...
Казалось бы, это чудо должно было пробудить доверие и уважение к Учителю из Галилеи, интерес к Его проповеди. Но реакция фарисеев свидетельствовала о другом: они обвиняют Господа в том, что Он совершил исцеление в субботу, то есть в день, когда по закону Моисея человек не должен работать. Формальное отношение к закону, утверждавшееся фарисеями, входит в противоречие и конфликт с милостью, составлявшей в значительной мере суть закона, о чем говорил и что подтверждал Своими добрыми деяниями Спаситель. Это мнимое нарушение закона задело фарисеев и книжников, ибо Господь прикоснулся к болезненному нерву их религиозной жизни.
Снова, как и год назад, Христос предстал им нарушителем закона, общественного порядка и уклада жизни.
«И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5. 16).