Страстная неделя. Иисус Христос о Втором пришествии и Страшном суде


Во вторник на Страстной неделе Господь поведал Своим ученикам о грядущем разрушении Иерусалима и Храма. В тот же день Иисус Христос свидетельствовал об обстоятельствах конца мира и о Своем Втором Страшном и Славном Пришествии. Это повествование мы находим, в частности, в Евангелии от Матфея:
«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их...
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24. 29–31, 36).
Здесь мы опять встречаемся с грандиозной метафорой, приводящей на память соответствующие места из книги Бытия, рассказывающие о сотворении мира. В этих образах заключена конкретная религиозная истина о том, что конец века будет ознаменован явным, славным и устрашающим многих явлением Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа.
В этот же день Господь, обращаясь к ученикам и последователям, говорит о необходимости духовного приуготовления к этому событию. Конец мира потребует от многих усиленной внутренней работы и духовного бодрствования. Дабы люди лучше усвоили эту истину, Спаситель рассказывает притчу о мудрых и неразумных девах, которые должны были встретить пришествие Жениха с возжженными светильниками в руках. И когда в полночь раздался глас, возвещающий о грядущем Женихе, пять мудрых дев вышли навстречу Ему с заранее приготовленными светильниками. А пять неразумных дев, у которых не оказалось на тот момент масла, стали просить его у мудрых. Но те отвечали: если дадим, недостанет ни нам, ни вам; пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда пошли они покупать, пришел Жених, и мудрые девы с горящими светильниками вошли с Ним на брачный пир, и двери чертога затворились. И пришли неразумные девы, и стучатся, и просят отворить им. Но отвечает им Жених: не знаю вас.
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий», — изъясняет Господь притчу Свою (Мф. 25. 13).
Эта притча о десяти девах научает нас достойному приуготовлению себя не только ко Второму Пришествию Спасителя, но и к нашей собственной кончине. Ибо приход смерти и есть конец света для отдельного человека. Ведь о дне и часе том никто из смертных не ведает. Нам неизвестно, когда Господь призовет нас: случится ли это завтра, или через месяц, или через год, или через десятки лет. Разумеется, чисто теоретически мы можем рассчитывать на некую продолжительность своего пребывания на земле, но опыт постоянно указует нам на то, сколь зыбки эти прогнозы. Болезнь или несчастный случай могут оборвать нить жизни в любой момент, застав нас врасплох. Поэтому мы должны быть всегда готовы к смерти. «Всегда ожидай, но не бойся смерти», — говорит святитель Иоанн Златоуст. «Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь», — вторит ему святой Димитрий Ростовский. Если человек не памятует о смерти, не заботится о подготовке к ней, то кончина может застать его врасплох, и он вдруг окажется пред лицом Божиим, подобно тем неразумным девам, что не удосужились запастись маслом, дабы возжечь светильник Жениху Небесному.
После смерти каждый из нас предстанет пред Господом, и о каждом будет вынесен частный суд. Но в конце истории Суду Божию предстанет весь род человеческий, и здесь будет явлена великая и абсолютная Божественная справедливость.
Господь свидетельствует об этом великом и страшном Судном дне: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25. 31–46).
Итак, что же ожидает нас в день Суда Божия? Спросит ли Господь о наших политических убеждениях? Или о положении, которое мы занимали в обществе? Или о наших профессиональных достижениях? Нет, не спросит. Ибо все, во имя чего живет человек и к чему он стремится: власть, карьера, деньги, общественное положение, имущество, — оказывается лишенным цены и значения пред лицом Божиим. Он спросит о тех малых по меркам мира сего, но великих для спасения души делах, которых мы по большей части так и не совершили.
Каждый из нас может уже нынче спросить себя: накормил ли я хоть единожды голодного? Напоил ли жаждущего? Одел нагого? Приютил ли странника? Посетил ли больного или узника? Тайна Страшного суда открыта нам Господом: никакой тайны нет! Ибо любой человек уже сейчас, во дни своей жизни, способен предвидеть ответ, который он получит в вечности от Бога. И каждый уже теперь может предвидеть свою загробную участь: сподобится ли он стать по правую руку Высшего Судии или вынужден будет занять место по левую руку? Если человек честен перед собой, если он способен оглядеть свою жизнь при свете христианской совести, то Божественное правосудие не станет для него неожиданностью.
Господь призывает нас помочь ближнему, претерпевающему горе и лишения. Мы же в круговерти собственных забот и эгоистических интересов зачастую и не замечаем страшных картин людского несчастья. Но между тем в силу своего человеческого призвания мы обязаны быть восприимчивыми к боли и страданию ближнего, а значит, должны быть готовы протянуть другому руку помощи. В противном случае мы утрачиваем право именоваться людьми и рассчитывать на милосердие нашего Судии и Спасителя. И не к нам тогда будет обращено Его всепрощение: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34).
В настоящее время ввиду все возрастающей взаимозависимости людей, живущих в условиях современного общества, заповедь Божию о милосердии, оправдывающем человека на Страшном суде, следует понимать не только как имеющую отношение к нашим личным поступкам, но и в более широком социальном плане.
Именно поэтому наш общий долг как христиан, сограждан и соотечественников состоит в том, чтобы стремиться к такому общественному устройству, при котором не было бы нищих, голодных, скитальцев и обездоленных.
Чувствовать боль другого человека и действенно, участливо отзываться на нее — вот чего ожидает от нас Отец наш Небесный и вот о чем спросит Он нас на Своем Страшном и справедливом суде.