Вознесение Господне


Еще об одном явлении Воскресшего Господа повествует Евангелие. Это произошло в Галилее, куда апостолы отправились по повелению Спасителя, переданному через жен-мироносиц: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28. 10).
Это явление Воскресшего Спасителя ученикам описано в последней, 21-й главе Евангелия от Иоанна.
Семеро учеников: «Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его» — ночью ловили рыбу в Тивериадском море — и не поймали ничего.
«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь» (Ин. 21. 2, 4–12).
В этом повествовании есть по меньшей мере три момента, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, удивительная скрупулезность в деталях рассказа. Евангелист Иоанн уточняет, на каком расстоянии от берега находилась лодка: «локтей около двухсот» (то есть около ста метров). Указывает он и точное количество чудесным образом пойманных рыб: «сто пятьдесят три». И затем делает важное для него как для рыбака замечание: «и при таком множестве не прорвалась сеть».
Обилие подробностей и детальность повествования свидетельствуют о том, что его автор — очевидец события, что, в свою очередь, доказывает подлинность самого рассказа.
Во-вторых, ученики вновь не узнают Воскресшего Учителя, как перед тем не узнала Его Мария Магдалина у гроба, как не узнали Его Лука и Клеопа на дороге в Эммаус. Что касается семерых учеников, то, как и в предыдущих случаях, «глаза их были удержаны» (Лк. 24. 16). Совершенное Господом чудо отверзает их духовные очи и раскрывает сердца к созерцанию Воскресшего.
В-третьих, что, быть может, является особенно важным обстоятельством этого повествования, Господь разделяет трапезу со Своими учениками, вкушая хлеб и рыбу.
Другими словами, и по Воскресении Он обладает физическим телом, имеет плоть, способную к принятию пищи. Однако тело Его ныне отличается от того, которое Он имел до Воскресения. Оно принадлежит физическому миру, но более не сковано его законами, его ограниченностью. Это тело пребывает вне времени и вне пространства. Являясь ученикам в Иерусалиме, Господь проходит через запертые двери, через стену. Спаситель делается невидимым для двух учеников на пути в Эммаус. Наконец, Иисус появляется то в Иудее, то в Галилее — пространство и время более не имеют для Него значения.
Итак, тело Воскресшего освобождается от воздействия физических факторов этого мира, оно как бы ускользает из-под власти законов земного бытия и являет собой не только физическую, но и духовную реальность. А это означает, что в акте Воскресения разрушается средостение между физическим и духовным, между видимым и невидимым, между временным и вечным.
Прославленное тело Спасителя обладает всей полнотой бытия. В нем осуществляется Божественный замысел о человеке. В подобном теле должна была бы обитать душа каждого из нас. Но в силу своей греховности люди утратили возможность в земной жизни осуществить эту вечную Божественную цель.
Что означает для нас образ прославленного тела Спасителя? В конце истории, после своего собственного воскресения, человек будет иметь подобное тело, несущее на себе печать физического бытия и одновременно свободное от законов физического мира. В том теле духовное соединится с физическим, видимое — с невидимым. И именно с этим телом мы воскреснем и войдем в вечную жизнь. «Какая будет слава, какая радость — удостоиться того, чтобы видеть Бога вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов, и пророков, и апостолов, и мучеников; вместе со святыми и друзьями Божиими наслаждаться сладостью дарованного бессмертия и получать то, чего «не видел… глаз, не слышало ухо» и что «не приходило… на сердце человеку» (1 Кор. 2. 9), — восклицает святитель Киприан Карфагенский.
Но от того, как мы прожили свою земную жизнь и что в ней совершили, будет зависеть наше загробное бытие. Обретем ли мы полноту бытия, будем ли мы допущены пребывать в вечном общении с Богом или наше тело сохранит печать греха, а сами мы станем добычей темной силы. «Когда отходят от тела души праведных, лики ангелов приемлют их в свою область, в чистый век, и таким образом приводят их к Господу.… Но если душа в этой жизни подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то удерживается ими и остается в их власти, когда отходит от мира», — говорит преподобный Макарий Египетский.
После трапезы на берегу Тивериадского моря Господь обращается к апостолу Петру, который ранее трижды от Него отрекся, и троекратно вопрошает его: «Любишь ли ты Меня?».
И трижды Апостол Петр свидетельствует о своей любви ко Господу. И три раза Господь говорит ему: «Паси овец Моих» (см. Ин. 21. 15–17).
В ответ на троекратное отречение Петра Господь трижды утверждает его в апостольском достоинстве. И происходит это потому, что предательство Петра, его слабость и отречение от Христа омыты и очищены слезами покаяния.
Каждый из живущих в этом мире по слабости своей искушается грехами и нарушает заповеди Божии. Тяжесть греха человека порой столь велика, что способна разрушить всякую перспективу наследия вечной жизни. И для того, чтобы этого не произошло, Бог дает нам возможность в этой земной жизни освобождаться от пут греха через искреннее и сердечное покаяние. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Нет возможности, чтобы кто-нибудь приблизился к Святому и чистому Богу, если прежде не освятится, не очистится, не сделается прекрасным благодатью Христовой и таким образом не станет богатым по благодати».
И подобно тому, как Спаситель простил апостола Петра, трижды отрекшегося от Него, так же Он прощает и каждого из людей, кто искренне и с верой просит Его об этом, даруя отпущение раскаянных грехов и возрождая в человеке способность и возможность быть с Ним в вечной жизни.
В последних строках Евангелия от Матфея содержится рассказ о явлении Воскресшего Спасителя одиннадцати ученикам в Галилее:
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28. 16–20).
Так заканчивается Евангелие от Матфея. Последние слова Спасителя, обращенные к ученикам, содержат призвание их к новому деланию и напутствие Господне. Они — свидетели Его жизни, слышавшие Его слово, видевшие Его страдания, смерть и, наконец, Воскресение, — должны идти и учить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И, уча, соблюдать всё, что Он заповедал им.
Эту заповедь, оставленную Спасителем ученикам после Воскресения, они принимают как благословение на главное дело их жизни. Из последующей истории Церкви мы знаем, что ученики отправились с апостольской проповедью по лицу земли, каждый в свое странствие, дабы исполнить завещанное от Спасителя.
Рассказывая о наказе Господа ученикам, апостол и Евангелист Марк приводит такие слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16. 16).
Сказанное чрезвычайно важно, ибо определяет два непременных условия принятия человеком спасительной Евангельской вести, два условия человеческого спасения.
Мы можем спастись, если имеем веру и крестились. Известно крещение покаянием, совершавшееся Иоанном Предтечей над иудеями в водах реки Иордан. Крещение, о котором говорит Спаситель, — также погружение в воду и омовение. Однако в этом Таинстве содержится новая реальность: это крещение во имя Единого Бога, в Троице прославляемого, — Отца, Сына и Святого Духа. Крещаясь во имя Божие, человек тем самым реально свидетельствует о своей вере, обнаруживает и исповедует ее, одновременно через омовение получая очищение и освобождение от грехов, и соединяется с тайной жизни Триединого Бога.
Через апостольское служение учеников Христа весь род человеческий, все народы земли были призваны к просвещению светом Евангельской истины. Но всей жизни поколения людей апостольского века не хватило бы на то, чтобы исполнить эту грандиозную, поистине вселенскую задачу. К кому же тогда обращен призыв Спасителя учить и крестить все народы? Только ли к ученикам? Конечно, нет. Он обращен ко всем Его последователям — к тем, кто из рук апостолов примет апостольское служение: к епископам и священникам. Но не к ним одним. Этот призыв обращен также к каждому верующему во Христа человеку.
Важно понять: если мы осознаем и исповедуем себя верующими людьми, то должны помнить, что «вера, действующая любовью» (Гал. 5. 6), по природе своей активна. Мало только веровать: каждый верующий призван передать свою веру другому человеку, поделиться с ним своим духовным сокровищем. И потому слова, сказанные Господом одиннадцати апостолам, одновременно обращены ко всем членам Церкви Христовой. Каждый верующий должен принести свет Истины хотя бы одному неверующему, чтобы разделить с ним радость исповедания Иисуса Христа.
Из Первого послания к Коринфянам апостола Павла мы узнаем также и о том, что Господь по Воскресении «явился более нежели пятистам братий в одно время», а потом «явился Иакову», апостолу и Своему двоюродному брату (см. 1 Кор. 15. 6–7). Описание этих явлений не запечатлено в повествованиях евангелистов. Но это совсем не значит, что содержание этих бесед Спасителя с учениками утрачено последующими поколениями христиан. Многое из того, что не было зафиксировано на пергаментах, сохранилось как устное свидетельство, сберегавшееся первыми христианскими общинами и дошедшее до нас в виде Предания, которое до сих пор живет в Церкви Божией.
Через 40 дней после Своего Воскресения Господь является ученикам в Иерусалиме. Это Его последнее явление. Апостол и евангелист Лука повествует об этом так:
«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». (Лк. 24. 44–53)
Так заканчивается Евангелие от Луки. А в другой книге Нового завета, также написанной Лукой, — Деяниях святых апостолов, — мы находим более детальное повествование об этом событии:
«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1. 4–7, 9–11)
Кажется странным, что апостолы радуются Вознесению Господа, тогда как должны были бы скорбеть. И радуются они не случайно.
Во-первых, Господь дает им обетование пришествия Святого Духа — они не остаются одни. Другая причина радости: Вознесение Господне есть Слава некогда поверженного, но затем воскресшего и победившего зло Спасителя. Вознесение — замечательный символ торжества Правды Божией, знак победы Христа над грехом.
Но Вознесение — еще не заключительный акт истории Спасения. Два мужа, представшие апостолам, предуведомили их о том, что Господь вновь придет в мир, — так же, как ныне вознесся в Славе. И только тогда, при конце человеческой истории, дело Спасения будет завершено.