2010-11-13 14:14:00

Лидеры "матроновцев" используют свое влияние в Молдавии в корыстных целях

Дисциплинарная комиссия Молдавской митрополии Русской православной церкви начала расследование обстоятельств конфликта между молдавским священником, лидером "Общества святой Матроны Московской" протоиереем Анатолием Чибриком и профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым. Священноначалие должно выслушать обе стороны и принять решение. За ходом дела пристально наблюдают как в Москве, так и в Кишиневе, ведь накануне выборов президента Молдавии естественно ожидать обращения кандидатов к традиционной религиозности электората, его готовности последовать за духовным лидером.

О том, чего добиваются радикально настроенные члены "Общества святой Матроны Московской" и какова сейчас расстановка сил на религиозном поле Молдавии, корреспонденту "Интерфакс-Религия" Антонине Маге рассказал клирик Молдавской митрополии Русской православной церкви, несущий пастырское служение в Москве, игумен Ириней (Тафуня).


- Православная Россия взбудоражена известием об очередном неприятном инциденте с протодиаконом Андреем Кураевым. В чем его причины?

- Началось все еще 12 октября, когда протодиакон Андрей Кураев приехал в Кишиневскую духовную академию, чтобы читать лекции студентам этого духовного заведения. Все прекрасно понимали, что что-то должно случиться, - собрались и студенты, и преподаватели, чтобы посмотреть, во что выльется конфликт между московским клириком и молдавскими последователями "Общества святой Матроны". Естественно, что обвинения в сектантстве, которые прозвучали со стороны протодиакона ранее, были оскорбительными для них, и от отца Андрея потребовали объяснений. Кстати, протодиакон Андрей был готов к диалогу, ведь именно за этим он приехал в Молдову, но его не готовы были выслушать, сразу же начались крики и угрозы, которые "матроновцы" тут же и исполнили. История имела продолжение - в ноябре протодиакона не хотели выпускать из здания Молдавской митрополии, пока он не покается, а многие молдавские верующие подписались под требованием, чтобы отец Андрей больше никогда не приезжал в Молдову.

Обвинения в сектантстве - это самые страшные обвинения для верующего человека. Но последователи отца Анатолия Чибрика в свою очередь обвиняли в ереси самого предстоятеля Русской православной церкви. То есть протодиакон Андрей Кураев приехал в Молдову, чтобы защитить патриарха Кирилла от обвинений в вероотступничестве.

- Что за организация "Общество святой Матроны Московской", и какова ее цель? Что Вы ждете от церковного суда над лидером этой группы протоиереем Анатолием Чибриком?

- "Общество святой Матроны" существует уже более семи лет и успело завоевать авторитет среди молдавского народа как достойная православная организация. Во время крестных ходов и молебнов, которые "матроновцы" проводили в центре Кишинева, к ним присоединялись сотни православных клириков и мирян. Популярность среди простых людей "Общество" также приобрело из-за того, что именно его члены не допускали, чтобы в Кишиневе читали свои лекции баптисты и адвентисты седьмого дня и публично отмечали бы свои праздники иудеи. Кроме того, они помогали восстанавливать храмы страны. Кстати, в мае 2010 года священноначалие пожаловало отцу Анатолию право служить с открытыми царскими вратами до Херувимской.

Таким образом, сейчас "Общество Святой Матроны" - одна из самых влиятельных религиозных организаций в Молдове, однако ее руководители используют это влияние в явно корыстных целях. Чего только стоит призыв отказаться от паспортов и ИНН - в результате многие граждане Молдовы все еще живут с паспортами времен СССР и в постоянном страхе в ожидании скорого конца света. Такими людьми легко управлять и использовать их в своих интересах. Особенно эта проблема актуальна в преддверии выборов нового президента Молдовы. Православие становится заложником в борьбе за политическую власть, в результате хулится имя Божие. Кстати, сам отец Анатолий Чибрик не отказывается от своего паспорта.

Церковный суд поможет разобрать конфликт протодиакона Андрея и протоиерея Анатолия, однако этого недостаточно. Я считаю, что необходимо собрать церковный суд в Москве, чтобы обсудить и дать оценку деятельности "Общества" в целом, выяснить, являются ли его члены сектантами на самом деле. Нужно пригласить на суд и других руководителей "матроновцев" - например, епископа Петра (Мустяцэ), который стал неформальным духовным лидером "Общества".

- Получается, что молдавские верующие всерьез ожидают близкого конца света?

- Не все. Но повторю, что сейчас в глазах молдавского общества "матроновцы" - православная организация, заслуживающая доверия. Люди не понимают пока, что их используют. До тех пор, пока не случился конфликт протодиакона Андрея и протоиерея Анатолия, многие и не догадывались, какие проблемы есть сейчас в молдавском православии. И теперь эти проблемы стали видны и Кишиневу, и Москве.

Например, в Кишиневе на приходах остро не хватает образованных и грамотных клириков. Одна из причин в том, что в течение последних 15 лет там не служил ни один выпускник Московских духовных школ. Они служат в селах, и там на приходах обычно мир и порядок. Поэтому необходимо поднимать молдавское духовное образование, и начинать нужно с Кишиневской духовной академии. Хотелось бы видеть хотя бы одного молдавского епископа, который получил бы образование в Московской духовной академии и проживал бы хоть малое время в лавре преподобного Сергия.

- Считается, что последователей Московского патриархата в Молдавии в разы больше, но при этом государственная власть поддерживает именно Бессарабскую митрополию. Как можно объяснить такую ситуацию?

- Народ сейчас разделен на две части. Свою лепту сюда внесли и молдавские политики. Валерий Пасат выступает за введение в школах "Основ православной культуры", надеясь выиграть политическую борьбу. Прикрываясь своей связью с православием и дружбой с митрополитом Владимиром, он своей деятельностью дискредитирует Церковь. А недавно митрополита просто подставили - Пасат предложил избрать архипастыря президентом Молдовы.

На данный момент премьер-министр страны поддерживает Кишиневско-Молдавскую митрополию, бывает на церковных службах, встречался с отцом Андреем Кураевым. Другое дело - исполняющий обязанности президента, однако срок его полномочий уже заканчивается, и многие ждут выборов, на которых решится дальнейшая судьба страны.

- Если есть такое разделение в обществе, создает ли оно предпосылки для раскола?

- В принципе, это уже и есть раскол, но не в острой фазе. Кстати, простые верующие могут ходить и в храмы Бессарабской, и Кишиневской митрополии одновременно, не видя принципиальной разницы. Клирики обоих митрополий общаются между собой вполне мирно. Но все же в Кишиневе одновременно служат два митрополита: они оба говорят о мире, но сами далеки от мира. В 1992-1993 годах, когда раскол только-только произошел, были и противостояния, и драки, об этом нельзя забывать. Клирики переходили в другую митрополию, кто-то из прихожан сопротивлялся, кого-то заставляли... Сейчас все успокоилось более-менее, однако ситуация все равно требует разрешения. Патриарх Румынский и патриарх Московской должны вместе найти решение, но это произойдет не раньше, чем уйдет на покой митрополит Бессарабский Петр (Пэдурару). Он был духовным сыном нынешнего митрополита Владимира, поэтому владыку Петра многие воспринимают как отступника, который повел людей в раскол.

- После визита ныне почившего патриарха Алексия II в Молдавию прошло пять лет - тогда патриарх констатировал всплеск интереса к религиозной жизни: начали восстанавливаться монастыри и храмы, разрушенные в советские годы. Какие качественные изменения произошли в жизни православных в Молдавии за эти годы? Какие социальные и миссионерские проекты реализует Кишиневская митрополия сейчас?

- Патриарха Алексия народ действительно встречал очень тепло, потому что позиции православия в Молдавии были очень сильны. Сильны они и теперь: во время Великого поста почти все ходят причащаться, а крещены едва ли не 100% детей. Среди успешно реализованных социальных проектов за последние годы можно назвать введение во многих молдавских школах "Основ православной культуры", это большой шаг вперед. По-прежнему требуют восстановления храмы и монастыри - два из них уже отреставрированы, это Кэприанский монастырь недалеко от Кишинева, где почивают останки митрополита Гавриила, основателя Кишиневской епархии, и монастырь Курки. Деньги на это были выделены государством.

Сейчас молдавское общество очень ждет визита нового предстоятеля Русской православной церкви - патриарха Кирилла. Но это случится только после того, как страна изберет легитимного президента. Не исключено, что патриарх приедет и в Приднестровье, где его тоже очень ждут.