Новости
|
 |
|
15 января 2005 года, 12:27Материалы СМИ: "Япония нагишом"
В предновогодние дни тысячи россиян пытаются выяснить, как и, главное, в какой одежде следует встречать нынешний Новый год, чтобы попасть в
такт с сакральными приметами восточного календаря. Японцы, некогда выслушивавшие подобные вопросы с изрядной долей недоумения (ну что за глупости!), со временем пообвыкли к подобным проявлениям суеверия и теперь готовы со знанием дела перечислять весьма экзотичные сочетания тканей, их расцветки и покроя для новогодних пирушек как по
солнечному, так и по лунному календарю. А вот для самих японцев такой проблемы не существует. Все японские мужчины (женщин этот обычай никоим образом не касается) должны встречать Новый год нагишом, вернее, в одной набедренной повязке фундоси.
Окрутить свои бедра длинной полоской ткани, пропустив ее затем между ног, и, крепко потянув, стянуть узлом на спине - это лишь полдела. Главное, надо набраться мужества и в таком виде выскочить на улицу, насквозь продуваемую леденящими ветрами, и в толпе таких же обнаженных направиться к храму, где и произойдет основное действо праздника.
Что за странный обычай? Однако ему следуют в течение столетий многие японцы, вне зависимости от того, живут ли они на юге, где новогодние ночи бывают сравнительно мягкими, или на севере, где ночная температура в январе падает до минусовых отметок, а дорогу покрывает корка смерзшегося снега. Дело в том, что японские праздники - мацури - предназначены для общения человека с божествами - душами предков и властителями природы. Но являться пред строгими очами ками, так японцы именуют своих богов, надо чистым как духовно, так и физически. Поэтому японцы в эту ночь не только раздеваются догола, но и усердно поливают себя и других холодной водой, выполняющей религиозную
функцию очищения от грехов.
Дрожащие от холода и нервного возбуждения мокрые мужские тела - лишь один из компонентов праздника. Не менее тяжкие испытания ждут каждого на площадке перед синтоистским храмом. Там каждому из участников предстоит доказывать свое мужество, силу, ловкость. Эта процедура для каждого храма своя, но пройти ее могут лишь самые стойкие, которым и уготована божественная награда и благодать в наступающем году.
Возьмем, к примеру, церемонию Хадака мацури (Праздника голых мужчин) в префектуре Окаяма. Участники события, а их ежегодно бывает до 10
тысяч человек, собираются перед храмом Сайдайдзи с 10-11 часов вечера, чтобы занять стратегически важные места. Перед этим желательно добраться до самого храма и ударить в колокол, чтобы пробудить от дремы своего ками и попросить его о помощи. Жрецы время от времени окатывают из ведер толпу водой с кусочками льда, чтобы подготовить ее к священной процедуре. К полуночи народу перед храмом собирается так много, что приходится стоять в жуткой тесноте, прижимаясь плечами, грудью, спиной друг к другу. Только выпитое перед этим сакэ позволяет выдержать пронизывающий мокрые тела холод. Наконец, в полночь на платформу, возвышающуюся над головами собравшихся, выходят жрецы. Они бросают в толпу 10 синги (несколько палочек, связанных вместе веревкой и бумажной полоской с двумя иероглифами, обозначающими "дерево" и "сокровище"). Счастливчики, сумевшие поймать синги, должны собственноручно вернуть палочки жрецам. За это победителю полагается весьма серьезный приз -
полмиллиона иен (около 5 тысяч долларов). Однако заполучить приз не легко. Во-первых, лишь два из десяти синги "настоящие", остальные восемь - обманка. А во-вторых, придется пробиваться сквозь толпу разгоряченных мужиков, желающих отнять синги. К священным палочкам тянутся сотни рук. Драка кулаками при этом запрещена, но болезненные
тычки локтями и коленями допустимы. Иных попросту сбрасывают с платформы вниз. В результате синги переходят из рук в руки, а упустившие свой шанс с гримасой потирают ушибы и ссадины. Каждый год десятки участников Хадака мацури вынуждены обращаться к врачу.
Местная страховая компания ввела даже специальную страховку для участников борьбы за синги. Впрочем, довольны бывают и победители и
побежденные. Ведь сделано все, чтобы благодарные за такое зрелище боги позаботились об урожае на будущий год и о личных мольбах каждого из участников праздника.
3 января нечто подобное происходит и в городе Фукуока. Только там в толпу обнаженных мужчин жрецы бросают освященную мужскую статуэтку, которую надо поймать и, отбиваясь от наседающих
конкурентов, донести до входа в храм, где и вернуть священнику.
На Кюсю в городке Бунго Такада испытания тела проходят по-другому. Там обнаженные мужчины собираются на берегу морского залива, в полночь, получив благословение синтоистского священника, бросаются в холодные воды и устремляются вплавь к другому берегу. Тоже, надо признать, удовольствие сомнительное. Но без этого заплыва "моржей",
призванного умилостивить ками, улов рыбаков Бунго Такада в наступающем году будет очень скромным.
А в Фукусиме главная задача для собравшихся на Хадака мацури мужчин - после того как их окатят ледяной водой, ворваться в храм и вскарабкаться по пятиметровому канату утидзуна, прикрепленному к
потолку. Конечно же, и здесь без потасовок не обходится, поэтому участники действа объединяются в команды (как правило, по жилым кварталам или коммерческим фирмам), которые совместными усилиями помогают своему лидеру, отталкивая конкурентов от каната. Победителю гарантированы удача и божественное расположение на весь год.
В столичном храме Тэпподзу Инари обнаженным мужчинам на пути к алтарю приходится переходить вброд бассейн, распихивая плавающие там льдины. В городе Фукуно на побережье Японского моря церемония очищения сводится к тому, что голых людей окатывают холодной водой из пожарных брандспойтов. А в Михаме разделившиеся на две группы молодцы, стоя по пояс в морской воде, перетягивают канат из рисовой соломы.
Своя особенность есть у Хадака мацури, проводимого в городе Инадзава (префектура Аити). Там по улицам города мечется обнаженный мужчина - Син-отоко, - которому на этот день отведена роль искупительного агнца. Его сопровождают несколько телохранителей, помогающих пробиться через толпу. Для этого они окатывают ее ледяной водой из ведер. Все участники мероприятия, одетые, конечно же, только в фундоси,
стремятся прикоснуться к Син-отоко. Такое прикосновение, как, скажем, и встреча с трубочистом на западноевропейской улице, гарантирует здоровье, успех, удачу. Достаточно только дотронуться до мокрого тела Син-отоко. Но все происходит на бегу, на влажной от пролитой воды мостовой, в жуткой толчее. И после 10 тысяч "прикосновений" Син-отоко
добирается до ворот храма Кономия в довольно жалком состоянии, усталый, мокрый, с многочисленными синяками и ссадинами. Но он горд,
ибо уносит с собой к очистительным вратам все горе, неудачи, болезни, ошибки горожан за истекший год. Такие "гонки за лидером" происходят в Инадзаве каждый год на протяжении вот уже 12 веков.
Таким образом, в каждом городке, в каждой деревне Хадака мацури отмечают по-своему и в разные числа января-февраля. Но все эти мероприятия объединяют в единый национальный праздник демонстрируемые мужчинами мужество и стойкость, а также огромное
количество подогретого сакэ, выпиваемого до, после и во время церемонии. Возможно, именно молитвы, возносимые к богам во время этого праздника, и объясняют самую большую в мире продолжительность жизни японских мужчин. Хотя, если задуматься, то японские женщины, не
принимающие участия в подобных специфических испытаниях, живут еще дольше.
М.КАВИЦКИЙ
Журнал "Япония сегодня"
См. также рубрику "Мониторинг печатных СМИ". |