2005-03-23 11:39:00

Материалы СМИ: "Следуйте за гуру"


Эзотерический туризм

Россиян, готовых заплатить за поездку на край света с целью очищения души и тела, гораздо меньше, чем пляжников, ежегодно покупающих путевки в Турцию и Египет. Тем не менее эзотерический туризм в России бурно развивается: времена, когда ассортимент подобных туров ограничивался традиционными Индией и Непалом, остались в далеком прошлом. Своя сеть эзотерических маршрутов появилась и в России: всего за тысячу долларов в Хакасии или на Алтае желающие могут прослушать краткий курс обучения шаманским техникам.

Сегодня никого не удивишь поездкой по "местам силы" или туром к пресветлому учителю, который, говорят, обладает тайным знанием, способным изменить жизнь. Не удивляет и разброс цен на эзотерические путешествия - от 1000 руб. до $3000 на человека в зависимости от продолжительности, страны и раскрученности места и учителя. Турфирмы, специализирующиеся на эзотерическом туризме, пока по-прежнему делают ставку на страны Азии и Дальнего Востока, прежде всего Индию. Но продвинутая публика давно путешествует самостоятельно, осознав, что зачистку духа можно проводить в любой стране. Надо только знать места.

Лавина маленьких чудес

Особой любовью эзотерически настроенных россиян пользуется сегодня Непал. Индуистская страна, разрекламированная в свое время хиппи, притягивает в первую очередь тех, кто усиленно постигает смысл жизни с помощью восточных религиозных и философских учений, а также психоделических средств. Одного визита в знаменитые буддийские храмы Сваямбунатх и Боднатх вполне достаточно, чтобы в жизни начали происходить маленькие чудеса, утверждают сотрудники компании "Гималайский клуб". А если дополнить поездку несложным треккингом, то изменения к лучшему и вовсе могут приобрести лавинообразный характер. Правда, политическая обстановка в Непале сейчас не очень способствует созерцанию и поиску смысла жизни, однако россиян это не смущает, и они готовы заплатить от $2300 за десятидневный тур.

В последнее время сильно вырос интерес и к расположенному рядом с Непалом Королевству Бутан. Возможно, потому, что в эту страну иностранцев пускают в минимальных количествах. Разумеется, столь бережное отношение королевской семьи к собственной стране лишь усиливает интерес желающих приобщиться к нетронутой буддийской культуре. Попасть в королевство можно только по персональному приглашению. При этом для получения визы кроме приглашения нужно еще и оплатить тур из расчета $200 в сутки. Но даже если эти формальности соблюдены, может оказаться, что поездку придется отложить, так как вам негде остановиться - гостиниц в Бутане единицы, и все они круглый год заполнены. Недельный тур в Бутан обходится примерно в $2500-3000.

Опасные святыни

Гораздо более захватывающими покажутся любителям острых эзотерических ощущений поездки к известным шаманам, колдунам или создателям целых эзотерических направлений. Многочисленные школы, например, тантра-йоги, последователей Ошо Раджниша, Карлоса Кастанеды и так далее регулярно организуют выездные конференции, встречи с наставниками и магами, в которых при желании может принять участие любой. Стоимость таких поездок составляет от $100 до $3000.

Самые дорогостоящие варианты - путешествия в страны Южной Америки к местным магам. Одна из последних новинок на этом рынке - поездка в Перу к куардеро (маг в переводе с испанского) Хорхе Гонсалесу. Антураж и суть целительства очень напоминают описанные Карлосом Кастанедой знаменитые пейотные церемонии индейцев яки. Куардеро Гонсалес готовит из 30 заповедных трав галлюциногенный напиток аяуаска.

За неделю гостящие в доме Гонсалеса иностранцы успевают поучаствовать в двух-трех сеансах с распитием напитка и пением индейских песен. Результат, по словам посетивших куардеро, превосходит все ожидания. Один из них был настолько потрясен постигшими его откровениями, что тут же принялся писать книгу о взаимосвязи его с предками, с родом и Землей как живым существом.

Впрочем, есть мнение, что такого же результата можно достичь и в Подмосковье, просто попробовав настойку из мухоморов. Двухнедельный аяуаска-тур, в стоимость которого включены размещение, питание, перелет до Лимы, экскурсии и трансфер в джунгли, в которых стоит дом Гонсалеса, обойдется примерно в $3000-3500.

В последнее время появились экстремальные туры по местам, связанным с жизнью Будды. Экстремальные потому, что все они находятся в небезопасных для путешественников районах Индии. Например Бодхгайя, местность, где Будда достиг просветления, сегодня представляет собой перенаселенную деревню в штате Бихар, полную туристов, буддистов и индийских нищих. Говорят, что в Бодхгайе очень мощное энергетическое поле, которое может почувствовать каждый, даже не буддист.

Притягивает оно и криминальные элементы: посещать святыню советуют в светлое время суток, так как в последнее время там стало небезопасно. Убить могут даже из-за небольшой суммы денег. В расположенном неподалеку святом городе Раджгире, в котором к Будде, по легенде, присоединились ученики, бандитов еще больше - тут грабят даже неимущих. Цена десятидневного тура по криминогенным святыням - от $1,5 тыс.

Личностный рост - дешево и без удобств

Впрочем, поиск самого себя вовсе не обязательно вести в Гималаях и их окрестностях. Последователи славянских мистических школ утверждают, что такого количества уникальных энергетических центров, как в России, нет больше ни в одной стране. Только на Алтае есть десятки мест, куда регулярно выезжают группы желающих достичь успеха в бизнесе, встать на путь воина или просто снять стресс.

За $100-150, не считая стоимости билета до Барнаула, организаторы подобных семинаров обещают одно- или двухнедельные программы личностного роста и духовного совершенствования. Индивидуальное перепрограммирование на успех осуществляется за отдельную плату, размер которой определяется на месте.

В ассортименте эзотуров по России присутствуют и туры к шаманам в Хакасию и Тыву. Как правило, они предполагают минимум комфорта - размещение в палатках или на турбазах. Недостаток комфорта организаторы обычно компенсируют усилением эзотерической составляющей. Например, включают в программу краткий курс обучения шаманским техникам. Стоит это примерно $800-1000. Для многих такой тур все равно что экскурсия в этнографический музей под открытым небом: интересно, необычно, интригует, но не дает никаких практических результатов. Надо отметить, что и сами шаманы к семинарам относятся скептически. Говорят, что предложение пройти обучение шаманизму должно сразу насторожить. По словам потомственного шамана Хакасии Валерия Чебочакова, шаманом надо родиться, а выучиться всем тонкостям этого ремесла ни по книгам, ни на курсах нельзя.

В европейской части России лицам, озабоченным состоянием собственного духа, рекомендуют энергетические места, связанные с православием. Монастыри, церкви и скиты в последнее время посещают не только паломники и верующие. Как заявил корреспонденту Ъ один практикующий колдун, оценить энергетическую силу Оптиной пустыни или Валаамского монастыря могут даже неправославные. Двух-трехдневные поездки в Оптину пустынь, в Дивеево к мощам преподобного Серафима Саровского, в Сергиев Посад, на Валаам обходятся в 350-2000 руб.

Способ проверки гуру

Однако неискушенного покупателя мистических туров в конечном счете волнует один-единственный вопрос: не шарлатан ли тот, к кому он едет? Понятно, что никаких справок гуру обычно не предъявляют. Поэтому критериев, по которым можно распознать человека, обладающего скрытым знанием, нет. Сомнения в просветленности того или иного гуру испытывают порой даже профессионалы. К примеру, в международной ассоциации "Аура", ежегодно проводящей в Крыму фестиваль-тренинг по "глубинным" техникам, уверены, что среди последователей Ошо не может быть шарлатанов, поскольку его медитации "проверены временем".

Между тем приверженцы другой школы в беседе с корреспондентом Ъ обратили внимание на малоизвестные подробности жизни учителя: пока Ошо разрабатывал медитации, основанные на очищающем дыхании, он потерял свой ашрам в США, а доказывая, что свобода - это не вседозволенность, чуть было не оказался на скамье подсудимых за оргии, которые периодически устраивались в его центре.

Представители традиционных религий советуют при общении с лицами, претендующими на звание гуру, прежде всего следить за своими ощущениями. "Общение с такими людьми должно приносить не эйфорию, не ощущение мистической значимости происходящего, а доставлять искреннюю и спокойную радость",- говорит лама Оле Нидал, первый лама-европеец буддийского Алмазного пути. С ним, по сути, согласен и отец Сергий, священник московского храма Вознесения на Гороховом поле: "Должна быть внутренняя уверенность, что это твое, что ты с этим учителем чувствуешь себя как дома".


Майя ЛОМИДЗЕ
"КОММЕРСАНТЪ"
23 марта 2005 г.


См. также рубрику "Мониторинг печатных СМИ".