2008-06-04 10:59:00

Материалы СМИ: "Виртуальный монах воюет против Церкви. В Петербурге продолжается скандал вокруг рекламы лжемощей - псевдоправославная секта вводит горожан в заблуждение"

Краснокирпичный храм на Светлановском проспекте дей­ствительно когда-то был православным. То есть, пользуясь официальной терминологией, входил в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата, которую нынешние обитатели здания глумливо именуют "ЗАО "РПЦ МП". Однако в лихие 1990-е храм, вследствие некоей темной истории, перешел в руки клириков Зарубежной церкви. Как известно, недавно "зарубежники" благополучно воссоединились с Церковью в Отечестве, а вот настоятель храма успел поссориться не только с РПЦ и РПЦЗ, но и еще одной раскольничьей организацией - Русской православной автономной церковью, вследствие чего основал собственное ответвление.

Самое интересное, что этот настоятель, из­вестный в религиоз­ном мире "иеромонах Григорий", он же Вадим Лурье, вовсе не отрицает своего раскольничества, более того - всячески дистанцируется от ненавистного ему Московского патриархата. Тем не менее многие люди, чаще всего просто по незнанию, особенно братья-журналисты, не отделяют зерен от плевел.

А ведь у Лурье большой послужной список. Например, несколько лет назад он стал известен как основатель "клуба самоубийц", как прозвали охочие до сенсаций журналисты сложившийся вокруг него кружок молодых людей, которых он якобы спасал от суицидальных настроений. Тогда же сообщалось, что Лурье даже проходит по уголовному делу. Из-за своих религиозных мировоззрений, точнее ерети­ческого учения, он не только не признается православной общественностью, но и ра­скольниками-автономниками извергнут из сана. Однако про­должает служить в своем храме как ни в чем не бывало, что само по себе удивительно.

Сегодня Вадим Лурье занялся вполне коммерческим проектом - "продвижением православных мощей". Пару лет назад немалый скандал вызвала его попытка выставить в храме "частицу мощей" св. Серафима Саровского. А теперь ме­таллические щиты с призывами посетить храм, где находятся "мощи св. Пантелеймона", а также "св. Николая", заполо­нили улицы города. Мы уже писали о том, что обычно никто таким образом не рекламирует пребывание святынь в городе. Не говоря уже о том, что столь славные мощи без широкой огласки высшим церковным начальством в безвестный храм не привозят. Самое же главное - местопребывание всех частиц мощей этих древних и великих святых хорошо известно. Так что не вызывает сомнений: на Светлановском находятся лжемощи. Однако безнаказанность их рекламы представляет собой еще одно удивительное обстоятельство... Как бы то ни было, мы от­правились посмотреть на объект шумихи собственными глазами, а заодно пообщаться с одиозным господином Лурье.

Его храм - обыкновенный пра­вославный храм-новострой. Внутри церковной ограды рас­ставлены набившие оскомину рекламные щиты во всем ас­сортименте. Интерьер прост и не резал бы глаза, если б и здесь не были расклеены вычурные постеры, сообщающие, что можно подать записки на 40-дневные молебны перед "мощами". В центре храма, собственно, сам прецедент - круглый золотой мощевик с неким наполнением в центре, за ним - большая икона Николая Чудотворца в окладе. В левом приделе таким же образом оформлены "мощи" великомученика Пантелеймона. В храме силами двух монахинь служится повечерие. В свечной лавке тоже сидит пожилая женщина в монашеском одеянии, на витрине не так уж много книг (Вадим Лу­рье позиционирует себя как патролога и историка Церкви, но свои произведения чаще размещает в интернете), зато - обилие икон софринского производства, встречающихся в любом храме. В будний вечер здесь отчего-то много молодых родителей с детьми из разряда "захожан", которые покупают по десять свечей и не задумываются о том, что это за храм и какие люди сюда ходят.

Монахини читают так, будто настоятеля нет. Однако по окончании молитв из алтаря выходит невысокий сутуловатый человек "в гражданском" и расспрашивает девушек, как все прошло. Монахини тут же разоблачаются за дверью и одна из них направляется на выход вместе с рыжебородым "старцем". Собственно, Лурье не так уж стар, ему 46. У него пытливые голубые глаза, редкие волосы, неброская одежда и странная манера тихонько посмеиваться.

Одно из прозвищ Лурье - "виртуальный монах". В сети он представлен несколькими ресурсами: помимо блога и страницы на "народе", он ре­дактирует тенденциозный ре­лигиозный портал "Кредо.ру", а также пополняет статьями и проповедями страницу "в зоне риска". Немудрено, что одним из первых вопросов его была шутка: "Каков ваш святой юзернейм?" В ходе беседы сложилось впечатление, что, как и всякий далеко не глупый человек, "отец Григорий" не лишен чувства юмора. Но вместе с этим в нем ощущается подозрительность и некоторая психологическая неустойчивость. Он сразу же объяснил, что храм не относится к Московскому патриархату, а также то, что в церковных кругах его приход получил сначала название "педофилов-лурьитов", а теперь зовется "сектой неопедофилов". Названия эти от души веселят Лурье, в них он видит подобие заголовков желтой прессы, делающих бесплатную рекламу его храму.

"Отец Григорий" предложил мне два пути знакомства с "истинным православием": это посещение богослужений и чтение книг. По ходу беседы Лурье представил двоих мо­нахинь, также "подвизающихся" в "ЖЖ". "А это разве не запрещается как уход от ре­альности", - спрашиваю я. "Реальность намного хуже", - сообщает мне серьезно собе­седник.

К Лурье в основном обращаются люди с глубокими психологическими проблемами. Как уже стало известно из других газет, нередко их решение они искали в самоубийстве. Пытаюсь сделать собеседнику комплимент: "Вы, наверное, истину глаголете, раз на вас столько гонений..." На что Лурье отвечает неожиданно прямолинейно: "Чаще всего такие гонимые не истину глаголят, а просто психи". Указывал ли он при этом в том числе и на себя, было неясно... Разобравшись с моим якобы поверхностным знанием пра­вославия, Вадим Лурье попро­щался до новых встреч. Как оказалось, здесь не приемлют общения после служб. Истина постигается только в молитве, чтении книг и - в интернете.

Пока что борьба с ересью "иеромонаха Григория" не приводит к позитивному ре­зультату, а еще более подогре­вает интерес к его личности. Это непростой человек. На какие-то немалые средства он контролирует некоторые ин­тернет-ресурсы и явно поль­зуется чьим-то весомым по­кровительством. Иначе отчего бы он, проходивший по уго­ловному делу о растлении ма­лолетних, как об этом сообщает сайт РПАЦ, до сих пор на­стоятельствует в храме, зани­мается рекламой "мощей" и продвигает еретические идеи?.. Например, имябожия или отрицания брака как "блуда под венцом". Но главная беда в том, что своей деятельностью ему так или иначе удается порочить имя и сущность Православной церкви. И он не скрывает, что ведет против нее настоящую информационную войну. А пострадавшие в ней - обычные люди. Мы надеемся, что ими не станут читатели "НВ".

Досье "НВ"

Лурье Вадим Миронович (иеромонах Григорий). Кандидат философских наук, сотрудник журнала "Христианский Восток" РАН. В 1984-м женился, родилась дочь, в 1994-м разошелся с женой. Жена - культуролог Светлана Лурье (Смирнова). Работал в Петербурге. Принадлежал к Московской патриархии, затем к общине РПЦЗ, затем - РПАЦ. Рукоположен во священники РПЦЗ в сентябре 1999 г. В 2000 г. принял монашество с именем Григорий. Настоятель храма Св. Новопреподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (РПАЦ) в Петербурге. Указом № 59 митрополита Валентина (РПАЦ) от 20 июля 2005 года запрещен в священнослужении. Постановлением Синода РПАЦ 5 сентября 2005 года лишен сана.


Роман КУСТОВ
Газета "Невское время" (Санкт-Петербург)
4 июня 2008 г.



См. также в рубрике "Мониторинг печатных СМИ".