2018-10-18 12:40:00

Материалы СМИ: "Православные в этом конфликте именно мы"

Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов после разбойнического вторжения последнего на каноническую территорию Русской церкви - Украину и принятия в общение анафематствованного раскольника "патриарха Филарета" Денисенко породил легкую панику в среде малоцерковных людей:

"Что ж, если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?"

В связи с этим нужно сделать некоторые пояснения. Мы - православные. Православные в этом конфликте именно мы.

Именно Русская православная церковь защищает древние догматы и каноны православного вероучения, завещанные нам учениками Христовыми - святыми апостолами и их преемниками - Святыми Отцами вселенских и поместных соборов древней церкви.

В этих канонах сказано: "Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен" (Апостольское правило № 10).

Варфоломей не только помолился - объявил восстановленным в звании митрополита анафематствованного богохульника Денисенко, опозоренного силовыми захватами храмов и призывами убивать жителей Донбасса.

Еще в этих канонах сказано: "Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию... да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность мирской власти, и да не утратим постепенно и неприметно той свободы, которую даровал нам Своей Кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков" (III Вселенского Собора правило 8).

Патриарх Варфоломей по чисто политическим причинам, исполняя заказ киевской хунты и своих покровителей из Госдепа США, вторгся в каноническую область Московского патриарха и учинил там, по сути, разбой.

Все это обитатели стамбульского района Фанар, где расположен офис Константинопольского патриархата, обосновывают тем, что патриархат их якобы Вселенский, а значит, Варфоломей имеет власть над другими православными поместными церквями. Это не просто ложь, это опасное лжеучение (как и назвал его наш синод), которое является точным аналогом римского папизма - ереси, из-за которой православные церкви и разорвали с римскими папами.

Не намереваясь подчиняться папе из Ватикана, с какой радости мы должны подчиняться новому папе с Фанара?

"Вселенским" патриархат Константинополя был тогда, когда находился в столице великой Византийской империи, которая и считалась христианами "вселенной". Никаких особых прав, не вытекающих из положения в погибшей в 1453 году империи, у Константинопольского патриархата нет.

В этой связи не может не вызвать недоумение то, что говорит прессе протодиакон Андрей Кураев (которого наши СМИ по привычке воспринимают как едва ли не официальный "голос православного богословия", каковым он давно не является), заявляющий:

"Когда католики или протестанты спрашивали нас, кто мы, то мы всегда отвечали, что православные. Истоки из Византии и так далее. Мы могли в румынский храм зайти на этой улице, в болгарский, в сербский, в греческий, в русский - мы все были едины. Теперь уже нельзя будет такое говорить... Русская православная церковь может остаться религией одного этноса по аналогии с Армянской церковью".

"Православный" значит не "истоки из Византии". Православный - значит принадлежащий Церкви Христовой, водительствуемой Святым Духом. Православное христианство возникло задолго до того, как появилась на свет Византия. Хотя с историей Византии был связан важный этап выработки идей и культурных форм православия.

В этой выработке в равной степени принимали участие не только греки, но и римляне, и сирийцы, и египтяне, и армяне, и болгары, и русские, и немало других народностей, объединенных единством православной империи - они были мучениками, богословами, святыми, одни из них были православными, другие - еретиками.

Бывали целые столетия, когда и византийские цари, и Константинопольские патриархи, предшественники Варфоломея, были сплошь богохульствующими еретиками - например, иконоборцами и гонителями православных.

Византизм - это конкретная культурная форма, в которой воплотилось православие в ходе своей истории. Однако Византия в 1453 году пала, и живущие на ее месте греки не стали от этого более православными.

Например, в XVII веке Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис обнародовал совершенно протестантский катехизис (изложение вероучения), который другим патриархам пришлось публично осудить. Неразумное вмешательство греков спровоцировало старообрядческий раскол в Русской православной церкви. Притом оказалось, что многие из проклятых с подачи греков обрядов, например двоеперстие, были более древними. По счастью, наша церковь эти проклятия сняла и рану раскола постепенно врачует.

Сущностью "византизма" было сочетание православия, самодержавия и ревностного порыва церковного народа к святости. Именно эти черты характеризовали Россию до начала ХХ века.

Именно здесь располагалось православное царство, в то время как фанариоты жили под властью турок. Именно здесь являлись великие светильники православного монашества, как преподобный Серафим Саровский или старцы Оптиной пустыни. Именно среди русских явились великие чудотворцы, как святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Именно Русская Земля окрасилась кровью новомучеников - в то время как лжебратья с Фанара заигрывали с большевистскими комиссарами, только что расстрелявшими святителя Вениамина Петроградского и мучившими патриарха Тихона.

Именно русское православие последние полтысячелетия остается православием по преимуществу - и по численности паствы, и по числу святых, и по напряженности богословской мысли (даже канонические обоснования своего разбоя Фанар заимствовал у одного из раскольнических направлений в России), и по влиянию на общество.

<...>

Егор ХОЛМОГОРОВ
Электронная газета "Взгляд"
18 октября 2018 г.



Полный текст статьи см. в рубрике "Мониторинг сетевых СМИ".