2019-02-02 19:23:00

Патриарха Варфоломея называют Вселенским, потому что на нем лежит больше ответственности

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн одним из первых однозначно поддержал Русскую православную церковь в украинском вопросе. Он многократно призывал патриарха Варфоломея учитывать мнение всех поместных Церквей перед принятием ответственного решения. О своем отношении к Константинопольскому патриархату, о первенстве его предстоятеля по степени лежащей на нем ответственности и о чечевичном супе глава Антиохийской церкви рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной.


- Как вы считаете, насколько оправданы притязания патриарха Варфоломея на право решающего голоса в православном мире? Само название "Вселенский патриархат" не противоречит ли православному церковному устройству?

- Все эти названия Церкви получили исторически в процессе их развития. Патриарха Варфоломея мы называем Константинопольским патриархом, это название все признают, даже Русская церковь. Он является первым среди патриархов и, безусловно, он несет больше ответственности, чем другие, поэтому мы называем его Вселенским. Мы желаем ему, чтобы его эра, его время стали временем мира и единения православного мира. В 1961 году на Родосе мы начали готовиться к проведению православного Вселенского Собора. Прошло 70 лет, а мы все готовимся к этому Собору. И эта ответственность лежит на Вселенском патриархе. Мы всегда должны быть рядом друг с другом. Мы должны быть и с патриархом Варфоломеем в том, что несет добро для Православной церкви.

- Вы неоднократно призывали решать украинский вопрос с учетом мнения всех православных Церквей. Как вы видите этот формат? Созыв собора или всеправославного совещания? Мы знаем, что попытка собрать всех на Крите провалилась, насколько в целом Православные церкви сейчас готовы к совместным обсуждениям?

- Мы работаем над этим, идем по этому пути. От имени Антиохийской церкви мы писали Вселенскому патриарху и говорили с ним несколько раз, мы просили, чтобы он пригласил предстоятелей Церквей. Пока мы не получили ответа. Но у нас честные и открытые отношения с главами поместных Православных церквей, и это залог успешного диалога, и возможность встречи реальна. Путем встреч и диалога возможно решить все проблемы.

- Что для вас означает понятие "православное единство", существует ли оно на самом деле и в чем сейчас выражается?

- Православные церкви - это единые Церкви, никто не может их расколоть. Все Церкви верят в то, что они составляют одну Церковь. Мы представляет поместную Антиохийскую церковь, но здесь, в Москве, мы чувствуем, что мы с вами - одна семья, верующие единой Церкви. Это очень важно, несмотря на какие-то несогласия. Несогласия всегда существовали в истории Церкви, как в любой семье бывают ссоры между братьями, но мы все останемся одной семьей. Мы работаем, чтобы облегчить и преодолеть эти трудности.

- Восстановление монастыря в Маалюле идет полным ходом. А принимают ли в монастыре трудников - людей, готовых помогать за возможность жить и питаться в обители? Если да, куда можно обратиться потенциальным трудникам?

- Добро пожаловать в Антиохийскую церковь! Монастырь Святой Феклы - это дом для всех, двери монастыря открыты для всех людей. Традиционно все паломники из Ливана и других стран посещают Синайский монастырь, а потом заезжают в монастырь Маалюли. Монахини уже живут в монастыре, реставрационные работы почти завершены. Многие семьи также вернулись жить в Маалюлю. В городе уже восстановлена нормальная жизнь, а двери монастыря открыты для любого паломника и трудника.

Несколько лет назад мы переживали трудные времена, многие церкви были разрушены. Вновь и вновь я напоминаю о захвате двух Алеппских митрополитов - Иоанна и Павла. Мы ничего о них не знаем. Стыдно молчать об этом! Мы говорим о правах человека, а судьба двух наших братьев до сих пор не известна. Захваченных монахинь, слава Богу, вернули. Теперь они готовы принимать паломников. Многие из русских делегаций, которые бывают в Дамаске, тоже приезжают в Маалюлю. В городе работают отряды полиции, специальной охраны монастырю сейчас не требуется.

- Расскажите, пожалуйста, о традициях поста в сирийской церкви. У нас едят каши и соленья, а чем в Сирии принято питаться в это время?

- Мы постом едим много овощей. Православная церковь - едина, вы же тоже едите овощи в пост. Еще мы очень любим чечевичный суп, это наша традиционная постная похлебка.

- Есть ли еще в сирийской церкви какие-то традиции и обычаи, отличные от Русской церкви?

- В каждой Церкви есть свои местные народные традиции. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приезжайте!

- Как вам в России, не замерзли?

- Тепло вашей любви объяло нас. С такой температурой в сердце не замерзнешь!