2010-07-19 11:01:00

Материалы СМИ: "Когда идея сохранности икон стала фетишем, Бог уничтожил иконы"

Сейчас специалисты только пристуают к подсчету ущерба от пожара в Центре Грабаря, но уже понятно, что он очень велик. "На реставрации у Грабаря находятся уникальные древнерусские иконы XV-XVII веков, плащаница ХVI века. Только одна икона Рождества оценивается в 12 миллионов евро", - сообщила заведующая научно-фондовой работы Псковского музея Ольга Васильева.

Это безусловная трагедия для культуры России. После всякой трагедии нужно задуматься о ее вечном смысле. Когда происходит несчастье с храмом, со святынями, то первое о чем задумывается православный человек - это грехи за которые Бог попустил уничтожить святыню. Если произошло несчастье, то что-то шло не так в этом храме в душах людей.

Что не так было в Центре Грабаря?

Большая часть музейного и реставрационного сообщества заняли крайне высокомерную позицию по отношению к Церкви и к ее способности сохранить целостность передаваемых икон. После разрушения Боголюбской иконы Божией Матери в Княгинином монастыре г. Владимира на Церковь было вылито немало яда, воткнуто немало копий. И пусть за сохранностью иконы должен был следить музей, передавший ее Церкви - все равно Церковь была виновата.

Вот, например высказывание Адольфа ОВЧИННИКОВА, художника-реставратора высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, опубликованное в Московском Комсомольце в статье "Крест на музейном деле. Передача раритетных экспонатов церкви может привести к необратимым последствиям" от 27 января 2010 года

"В РПЦ нет ни намека на профессиональную службу хранения. Иконы там погибают. А то, что напортачат церковники, нам, реставраторам, приходится переделывать годами... Сегодня почти во всех церквах лампады горят так близко к иконам, что просто обжигают их. Но мысль расположить лампадки чуть дальше от образов старостам или священникам в головы не приходит. К тому же с каждым открытием храмовой входной двери происходят мощные забросы зимой холодного, а летом теплого воздуха - а это катастрофа и для самих икон, и для расписанных стен. При этом отсутствуют нормальные системы вентиляции. В большинстве храмов используют парафиновые свечи, в результате горения которых образуется огромный слой копоти".

Тут и высокомерное словцо "церковники" и собрание самых нелепых слухов о том как относятся к иконам в храмах.

Вчера в Центре Грабаря иконы горели не гипотетическим способом от лампадок, а самым реальным от несоблюдения правил техники безопасности в музее.

Богу не нужны иконы. Ему нужно отсутствие наглости, апломба и порядок в мозгах тех, кто дерзает поучать Его Церковь. Когда музейщики льют помои на церковь вроде как ради благой цели сохранности икон, то Бог уничтожает иконы. Главное, чтобы они поняли, что это произошло для того, чтобы помои на Церковь больше не лились.

Когда идея сохранности икон превратились в фетиш и им начали бить Церковь - Бог уничтожил иконы.

Думаю, что вопрос о том, передавать иконы Церкви или нет - пора закрывать. Если трепетные сотрудники центра Грабаря, капризничая из-за лампадок, пустили на крышу здания набитого иконами, рабочего гастарбайтера с паяльной лампой, то кто после этого скажет, что в Церкви отношение к иконам будет хуже, чем в музее.

И, конечно же, передавать церкви иконы вне экспозиций, бессмысленно наваленные в подсобках, нужно прямо сейчас.


Вадим БУЛАТОВ
Сайт "Русский обозреватель"
16 июля 2010 г.



См. также в рубрике "Мониторинг сетевых СМИ".